Транзит шерстит электроника

Транзит шерстит электроника

Таможенному делу на Смоленщине насчитывается несколько веков: в Уставных грамотах князя Ростислава Мстиславовича Смоленского содержатся сведения о взимавшейся княжеской казной пошлине за право провоза через эти пограничные земли. Но раскинувшемуся таможенно-логистическому комплексу у деревни Стабна на трассе Москва — Смоленск — Минск — Брест — Москва всего-то три года. Он на год старше существующего Таможенного союза.

Сменив тотальный контроль

Сегодня только один Стабнинский пост перечисляет в бюджет страны ежемесячно 3,5 миллиарда рублей. А в целом смоленские таможни ежемесячно дают девять миллиардов, — рассказывает начальник Смоленской таможни Василий Князев.

Благодаря внедрению электронного декларирования нынешний век оставит после себя не бумажный, а электронный документ. Вот и участвующая в пилотном проекте Стабнинская таможня сменила тотальный контроль на «систему управления рисками».

Что означает: не таможенники «шерстят» приходящие фуры, а сидящие за компьютером интеллигенты в форме работают со специальной программой.

Применяя метод анализа рисков для экономической безопасности России, она контролирует документы. То есть автоматически проверяет, не следует ли груз в адрес несуществующего хозяйственного субъекта, не занесена ли компания-перевозчик в черные списки.

В группу риска попадает груз с неверным наименованием товаров. По этой системе личному досмотру подлежит примерно каждая шестая большетоннажная машина.

Из случающихся порой здесь курьезов вспомнили историю, когда на оборудованной специальными дозиметрами «рамке» фонила большегрузная фура.
Выяснилось: источником был шофер, испускавший радиационный фон, в сто раз превышающий предельно допустимый. Но водитель предъявил заверенные по международному стандарту справки, свидетельствующие, что по жизненным показаниям ему необходимо принимать таблетки с большим содержанием радиоактивного йода…

Изменился ли за три прошедших после вступления в ВТО месяца характер пересекающих Стабнинскую таможню грузов?

— На глаз заметно, как вырос поток перевозимого живого скота, — отвечает начальник Стабнинского таможенного поста Олег Бондарев. — Таможенную очистку перевозчик старается сделать здесь, ибо коровки и хрюшки — груз нежный и хлопотный. А после «растаможки» затосковавшую в неволе скотинку можно выпустить пощипать травки на ближайший лужок…

Нет предела совершенству

В российских пограничных районах увеличилась собираемость платежей. Но технология удаленного таможенного оформления нуждается в совершенствовании программного обеспечения. К такому выводу пришли парламентарии России, Беларуси и Казахстана, а также представители таможенных комитетов и пограничных служб этих стран, вместе с мобильным круглым столом переместившись в областную администрацию Смоленска.

— Я занимаюсь поставками мясопродуктов на территорию России, — обратился в конце заседания к заместителю председателя комитета Совета Федерации по международным делам, председателю постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике Валерию Шнякину предприниматель. — Если вдруг у служб возникают вопросы к партии груза, приходится везти пробы из Смоленска в Брянск. Отдельные два килограмма мяса не повезешь, и это выливается в два-три дня ожидания…

— Трое суток таможенного простоя оборачиваются накрутками в четверть от прежней цены для конечного потребителя! — возмутился Шнякин. — Нужно создать в регионе самостоятельное подразделение по ветеринарному и фитосанитарному контролю, включая смоленскую аттестованную лабораторию. А заодно и проанализировать ситуацию на предмет коррупционного сговора.

Что ж, лучше один раз своими глазами увидеть и своими ушами услышать, чем прочитать в виде сухой теории законопроекта.

Дорога в Европу

То, что мы — без предъявления паспортов и прохождения досмотров — пересекли границу России и Белоруссии, можно было понять по ровной минской трассе М-1, на которую въехал автобус. Транзит по ней платный: 100 километров оценены в сумму порядка 160 рублей.

Это еще не автобаны Германии, но двигаться по этой гладкой дороге можно с разрешенной скоростью 120 километров в час. Ухоженность бегущих за окном деревенских пейзажей (в отличие от российских — без выпирания безвкусных «замков» нуворишей на фоне остальной нищеты) водитель прокомментировал так:

— Тут строго: опоздал на пять минут на работу — и с метлой вперед, на уборку городских улиц!

Проверить достоверность байки представилась возможность в Таможенном комитете.

— Такого нет, — рассмеялся молодой таможенник. — И вам не повезло: вы приехали в период листопада, и город недостаточно чист. Хотя недавно мы убирали его на субботнике.

— Участвуют в нем только коммунальщики? Или все должны? — полюбопытствовали мы.

— Понятия «должен выйти на субботник» у нас нет. Мы любим город и хотим видеть его чистым, — уклончиво ответил служивый. Впрочем, чистота
Беларуси давно стала притчей во языцех…

…Но как быть с громким заявлением Александра Лукашенко, полагающего, что Россия «кинула» Беларусь, когда вступила во Всемирную торговую организацию?

Все позиции между странами Таможенного союза при вступлении России в ВТО согласованы между собой, утверждает госсекретарь Союзного государства Георгий Рапота. Были достигнуты договоренности, что на первую страну, которая вступит во Всемирный торговый клуб, будут ориентироваться и другие. Но шероховатости, безусловно, могут быть.

Об одной из таких рассказал член комитета по природопользованию и развитию сельских территорий Республики Казахстан Кожахмет Баймаханов. После вступления страны в ВТО в соседнюю республику хлынули российские товары. Но в Казахстане (готовящемся, кстати, стать членом Всемирного торгового клуба в будущем году), во-первых, отсутствуют ГОСТы, регламентирующие понятие «молочный продукт». А во-вторых, нет той поддержки, которую оказывают сельскому хозяйству в России. В результате казахстанский производитель не выдерживает конкуренции с более дешевой продукцией соседей…

Через распад к объединению

Погранпереход «Козловичи» на белорусско-польской границе в Бресте.

В толпу высокородных мужей в окружении не менее высоких чинов из таможенников и «погранцов» бросается водитель с жалобами. Он на полдня завис с оформлением документов и своим скоропортящимся грузом. А все они — бюрократические препоны!

— Мужичок еще столько же времени проковыряется здесь, — невозмутимо пожимают плечами таможенники. — Сам виноват: надо правильно оформлять документы, а не надеяться, что прокатит «на шару».

— Граница — место повышенного риска, — поясняет Валерий Шнякин. — Фашистская литература и наркотики, которые пытаются провезти дилеры всех мастей, ищут свою цель — наших детей…

Мохнатые пограничники породы mix, выведенные от восточноевропейской и бельгийской овчарок специально для службы на белорусской границе…
Музей конфискованных культурных ценностей, который достался Беларуси в наследство от распавшегося СССР…

Мы прошли через распад одной страны к объединению в другой. И, будучи свидетелями создания Европейского союза, стали участниками другого — Таможенного, заключенного между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Но ностальгия по былому не проходит.

— А ваши люди тоскуют по прошлому, когда все мы были вместе? — спросила я советника генерального консульства Республики Казахстан в Санкт-Петербурге Мадину Арикпанову.

— Еще как! — ответила Мадина. — Еще как…

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Фото Юлии ГОРШКОВОЙ.

Справка «НН»

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию. В его пределах во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны — участники Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Кстати

Из тысячи большетоннажных фур, за месяц проходящих российско-белорусскую таможню, по системе электронного декларирования оформляется около 20 процентов всех грузов. По данным начальника Смоленской таможни Василия Князева, около десяти процентов из них приходится на Нижегородскую область.

Следите за нашими новостями в удобном формате