Пилюли как в натуре

Пилюли как в натуре

А помнит ли читатель известную сказку Марка Твена «Принц и нищий»? Оказывается, именно эта выдуманная история как нельзя лучше иллюстрирует замысел нашего материала. Английский принц благородных королевских кровей Эдуард Тюдор и простой оборванец с уличных окраин Том Кенти — казалось, что между ними может быть общего? Да герои просто как две капли воды похожи друг на друга, и окружающие их персонажи путают близнецов меж собой, чем те с радостью пользуются.

Рекламный ход

Всем, пожалуй, приходилось видеть рекламу «Виагра» за 100 рублей», ныне украшающую чуть ли не каждый столб? Так вот, истинная стоимость данного препарата в аптечной рознице составляет 600 с лишним рублей. Чем, спрашивается, объясняется такая разница в цене? Секрет раскрывают сами распространители.

— На самом деле это не «Виагра», а ее дженерик, препарат-дублер, по своим свойствам и действию полностью соответствующий оригиналу, — пояснили они «НН» по телефону. — Никаких дополнительных противопоказаний или риска. Просто из-за того, что произвели медикамент, скажем, не в Европе, а в Индии и выпуском занималась менее известная фармацевтическая компания, препарат, ничем не уступающий по качеству, значительно выигрывает в цене. Мы, конечно, могли бы написать на объявлении «Дженерик „Виагры“ за 100 рублей», но народ бы не понял. Вот и пришлось придумать маленький рекламный ход.

Справка «НН»

Дженерик — непатентованный лекарственный препарат, являющийся воспроизведением оригинального препарата, на действующее вещество которого истек срок патентной защиты. Может отличаться от оригинала по составу вспомогательных веществ.

Заметим, что свой дешевый аналог имеет чуть ли не каждый дорогостоящий медикамент. Этим отчасти, по словам нижегородского фармацевта с 15-летним стажем работы Галины Викторовой, и объясняется нынешнее разнообразие лекарственного ассортимента.

И ведь действительно, зайдешь в аптеку купить что-нибудь от кашля, и глаза разбегаются. Противовирусными препаратами усеян не один стеллаж, и какая между чудодейственными пилюлями разница — одному фармацевту только и известно.

— В цене главную роль играют два определяющих фактора: состав и фирма-производитель, — рассказывает Галина Викторова. — Если говорить простым языком, каждое лекарство кем-то разрабатывается. Ученые-фармакологи сначала синтезируют основу медикамента, проверяют его безопасность на животных, на людях-добровольцах, а затем и на больных.

Если все испытания пройдены успешно, фармацевтическая компания-разработчик берется за рекламную раскрутку нового медикамента, а это тоже требует немалых финансовых затрат. В итоге они закладываются в цену.

Что в имени тебе моем?

Запатентовав новый препарат, фармкомпания приступает к его массовому выпуску. Будучи монополистом-разработчиком, производители не боятся заламывать цену, ведь конкурентов на рынке пока еще нет (они появятся только по истечении нескольких лет, когда закончится действие патента), соответственно медикамент за это время должен не просто окупиться, но и принести прибыль.

Как только сроки патента истекли, табу на выпуск нового лекарства автоматически снимается, и вот тут к делу подключаются уже компании, занимающиеся «копированием» зарекомендовавших себя препаратов. Никакими предварительными клиническими исследованиями эти фирмы не занимаются, поэтому, закупив необходимое сырье, компания сразу начинает штамповать пилюли одну за другой.

Крупные дженериковые производители, как говорится, с именем и репутацией (к таковым, по словам фармацевтов, к примеру, относятся «Тева» и «Нижфарм») тратят деньги и на качество, и на рекламу бренда. При этом «чужой» препарат они выводят на рынок уже под своим собственным названием, поэтому их дженерики тоже довольно дорогие.

Самый же дешевый аналог — это лекарство, которое не имеет собственного бренда, а называется по международному непатентованному наименованию действующего вещества (МНН). Изучите любую упаковку: под крупным брендовым именем (к примеру, аспирин) обязательно указывается действующее вещество, или МНН (в нашем случае — ацетилсалициловая кислота). Если на упаковке только МНН, вы имеете дело с небрендовым дженериком.

— От применения таких препаратов врачи и фармацевты обычно рекомендуют отказаться, — продолжает Галина Викторова. — Поскольку медикамент «безымянный», производитель может экономить на всем, в том числе и на соблюдении стандартов производства.

Сокращая расходы

Однако самый главный способ извлечения финансовой выгоды для дженериковых компаний кроется в используемом сырье.

— Судите сами: идентичная химическая формула, те же ингредиенты в составе, но вот сырье, из которого выводятся эти самые лекарственные компоненты, другое, — замечает генеральный директор одной из аптечных сетей Максим Юдин. — В итоге так называемого действующего вещества в препарате содержится меньше, соответственно и терапевтический эффект ниже.

Чаще всего закупкой дешевого сырья грешат индийские компании. Более того, выпускаемые ими дженерики во многих странах Европы просто запрещены, в то время как у нас в России эти медикаменты красуются на полках в аптеках.

Ныне кто-то из представителей нижегородского фармацевтического рынка, по словам Максима Юдина, от дешевых лекарств «за пять рублей» предпочитает отказаться, ибо каждый препарат должен прежде всего лечить, а не продаваться. А пока нижегородский фармрынок, по оценкам отдельных экспертов, на 80 процентов состоит из дженериков.

Настоятельно рекомендуют

Даже врачи при оценке тех или иных медицинских препаратов порою уходят от принципов беспристрастности и объективности. На смену им приходят куда более земные цели коммерческой выгоды и финансового благополучия. Особенно в этом плане примечательны специалисты частных медицинских центров, ведь ни для кого не секрет, что в обратившихся за помощью людях они чаще видят не пациентов, а потенциальных клиентов. Негосударственные медучреждения с радостью сотрудничают с фармкомпаниями, товар которых буквально навязывается ничего не подозревающим гражданам.

— Что касается врачей государственных учреждений, то они все-таки руководствуются принципом назначить пациенту наиболее эффективный и при этом наиболее доступный препарат, который, как правило, финансируется из бюджетной сферы, — говорит председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов Светлана Кононова. — Если лечащий доктор интересуется вашими финансовыми возможностями, не нужно это воспринимать в штыки, специалист просто пытается подобрать для вас оптимальный вариант, совпадающий и по качеству, и по цене.

Ирина ДРОНОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Между тем

По данным исследований Всемирной организации здравоохранения, от 10 до 20 процентов дженериков не проходят проверку по контролю качества. В себестоимости их производства почти половина приходится на субстанцию, поэтому многие производители закупают дешевые субстанции в Китае, Индии, Вьетнаме — странах, являющихся, по данным ВОЗ, основными поставщиками фальсифицированной фармацевтической продукции в мире. Качество таких субстанций часто бывает крайне низким из-за того, что при их изготовлении используются модифицированные методы синтеза, приводящие к образованию токсичных примесей и продуктов деградации.

Кстати

Патентная защита инновационного лекарственного средства действует в зависимости от патентного законодательства конкретной страны (например, 12 лет в США, до 25 лет в России). С окончанием срока действия патента или других исключительных прав законодательные ограничения на продажу лекарственного средства теряют силу. С этого момента практически любая фирма, имеющая возможность освоить технологию производства лекарственного средства, получает возможность выхода на рынок.

Следите за нашими новостями в удобном формате