— Молодец! Будешь на съемках! — Анастасия Заволокина
Пронзительный голос мехов
Кто только не пришел на прослушивание! Исполнительница частушек Людмила Дюльгер приехала из Большого Мурашкина вместе с гармонистом Владимиром Огниным. И сразу же понравилась всей съемочной группе. Еще бы, ведь пела она залихватские нижегородские частушки, да еще и разыгрывала их по ролям. «На съемку!» — тут же скомандовала Анастасия. Виктор Гоняев из Дзержинска предложил частушки про Билана, Киркорова и «Бурановских бабушек», дуэт «Не пара» из Выксы удивил оперным исполнением авторских песен под гармошку, а колоритный дедушка Вячеслав Ильич Мусатов из деревни Новой даже изобразил
— Анастасия, для участия в передаче вы отобрали многих исполнителей. А
— У нас не конкурс, а передача, у нас нет жюри. Так что отбирали всех талантливых и лучших. Многих исполнителей мы уже знали и раньше, встречались с ними на прошлых программах, на фестивалях. Видим, как они творчески растут. Но есть и новенькие. Например, совсем молодые ребята приехали из Кстова. Надеемся, что найдем на нижегородской земле и еще колоритных и самобытных исполнителей. Едем сейчас в Арзамас.
— На кастинге вы говорили, что нижегородская гармонь звучит
— Да, в Нижнем особые гармошки. Песни такие широкие, как Волга сама. Голоса пронзительные. И гармошка уникальная, ее так и называют: нижегородская, на ней играют по всей России. Она отличается особой звонкостью, у нее пробивная сила звука: в одной деревне заиграют — в другой за восемь километров слышно. Мастера у вас знаменитые были, многих уже нет в живых, но гармошки остались. По всей России за ними гоняются. У мастеров есть свои секреты, как клепать эти голоса. И потом эти гармошки очень красивые, их сразу узнаешь — такого коричневого цвета с надписью — фамилией мастера.
Сохраняя дух отца
— Как вы думаете, в чем секрет и обаяние программы «Играй, гармонь»? Ведь она в эфире идет уже почти 30 лет. Таких теледолгожителей не
— Начало всему положил отец — Геннадий Заволокин. И мы с Захаром всегда говорим: «Дорогие друзья! Мы на свой счет не обольщаемся». Гармонисты к нам идут на зов гармони, помня Заволокина, его улыбку, то, как он разворачивал гармонь, как он проводил интервью. Отец положил это хорошее начало — крепкое, настоящее, с большой любовью. И люди это чувствуют. До сих пор подходят к нам с Захаром: «Геннадьевна! Геннадьич! Я вам сейчас наигрыш покажу, послушайте!» И этот момент доверия всегда очень подкупает. Такую ответственность сразу чувствуешь и в то же время думаешь: «Ну, а
— Говорят, одно время программу хотели закрыть?
— И не раз. Когда отец ушел из жизни в 2001 году, передачу тогда тоже закрывали. Вообще, если с духовной точки зрения посмотреть на его смерть, то станет понятно, что по сути это была большая жертва. Потому что после его смерти передачу уже не посмели бы закрыть, народ бы этого не понял. Да, отец хотел еще жить, и все хотели, чтобы он жил, но… И понятно, что он был незаменим, никого другого не приняли бы. Нас и то ругают: «Да ваш отец был не такой!» Да знаем мы, что нам до его открытости, до его щедрости еще расти и расти. Мы только пытаемся сохранить его дух. Нас и приняли то, потому что мы его кровь.
Венчалась в Строгановской церкви
— Анастасия, мало кто знает, что вы учились в Нижнем Новгороде…
— (Улыбается.) Да, в театральном училище у Ривы Яковлевны Левите и Льва Серапионовича Белова. Сегодня мы как раз вспоминали об этом, пригласили всех педагогов на наш вечерний концерт. В училище познакомилась и с будущим мужем. До третьего курса мы доучились, а потом поженились. Венчались в Строгановской церкви. Сейчас детям рассказываю: «Мы с мужем венчались в самой красивой церкви мира». Там удивительный иконостас. И сейчас мы туда обязательно поедем, будем снимать рядом.
— А ваши дети тоже поют?
— У меня пятеро детей. Младшему год, старшему 17 лет. Старший родился, можно сказать, в Нижнем Новгороде. Во всяком случае, когда мы заканчивали театральное училище, он был с нами, ему было два месяца. Да, они поют. Мой старший сын учится на баяниста в музыкальном колледже. Как в свое время шутил отец: «Я все мечтаю, вы вырастете, и я буду сидеть в зале, а вы выступаете. Вы поете, а я деньги собираю».
— Сейчас многие молодые слушают рок, поп, а не народную песню. Вы полагаете, интерес к русской песне еще даст себя знать?
— Конечно. Это как снег, как дождь. Этого никто никогда не отменит. Интерес к ней может заснуть, но, как за веревочку дернешь, сразу все вспоминается. В юности все отплясывают на дискотеках, а потом девушки становятся матерями и поют детям те же колыбельные, которые слышали в детстве от своих мамочек и бабушек. Ну и какое застолье без цыганочки, без русских народных песен?
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото автора.
Справка «НН»
Телепрограмма «Играй, гармонь!» впервые вышла в эфир в 1986 году в Новосибирске. И уже второй ее выпуск снимался на Нижегородчине, так что наш город для Заволокиных — один из любимых. Напомним, что персонажи передачи — гармонисты, плясуны, частушечники — личности яркие и незаурядные. Автором и ведущим программы на протяжении 15 лет был народный артист России Геннадий Заволокин. Ныне программу продолжают его дети — Анастасия и Захар Заволокины.
Кстати
На концерте, в котором приняли участие и нижегородцы, прозвучали частушки, наигрыши, страдания и даже церковный распев, посвященный памяти Геннадия Заволокина. Во время этого песнопения весь зал встал. Телеверсию нижегородского выпуска программы можно будет увидеть в конце апреля.