Уперлись в Африканский Рог

«Капитан Филлипс». США, 2013. Режиссер Пол Гринграсс. В ролях: Том Хэнкс, Баркхард Абди, Баркхард Абдирахман, Файсал Ахмед.

Охотники на гигантов

В основе ленты Гринграсса, презентованной в Нижнем Новгороде «Синема Парком», реальная история, произошедшая в 2009 году у берегов Африки: несколько сомалийских пиратов атаковали грузовое судно США, а потом захватчики взяли в заложники немолодого капитана Ричарда Филлипса.

Отправляясь в тревожную командировку, главный герой говорит жене, что мир сошел с ума: для выживания уже недостаточно просто хорошо делать свое дело, надо рвать и метать, и в таком мире детям будет трудно.

Что такое трудно, мы видим на другом конце света — в Сомали. На контрасте с затоваренным американским портом — черная гурьба голодранцев с автоматами, по 50 человек на «рабочее» место. Для них отправиться на «охоту» на утлых лодочках за гигантским кораблем — за счастье.

Стиль фильма почти документальный, и снимался он в условиях, максимально близких к боевым. Первая атака на корабль — неудача. Вторая — получилось. Противостояние экипажа и пиратов на самом корабле. Захват капитана. И апогей — часовое действо в закупоренной лодочке, почти без кислорода и движения. Капитан — и трое чужаков. И растущее напряжение, словно нагревающийся воздух, так что зрителем почти физически ощущается духота и безвыходность.

Запад есть Запад…

Режиссер не водит зрителя за нос — опасность чувствуется с первого кадра. И капитан прекрасно ее осознает. И делает все, что можно безоружному человеку. Вот только в преследователях у него — голодные хищники.

Профессионализм против жажды жизни, цивилизация против дикого азарта. Но тут все еще сложней: сомалийцы работают не на себя, и им недостаточно десятков тысяч долларов для безбедного существования — им нужны миллионы для остервенелых хозяев. Именно это и становится отправной точкой их гибели. Капитан был прав: жизнь изменилась. Это битва не на жизнь, а на смерть. Вот только за американцем стоит громадная государственная машина, а нищих сомалийцев защитить некому.

Весь фильм ищешь в нем политический манифест или философское высказывание, а их практически нет — ну да, у кого-то суп жидкий, у кого-то жемчуг мелкий, Запад есть Запад, Восток есть Восток…

Но главное не это, весь этот фильм-корабль не удержался бы без собственно капитана. Первое, ради чего фильм снят, — зрительское участие и сопереживание, которое Том Хэнкс, с его человечностью и глубиной, способен вызывать, как, пожалуй, никакой другой артист Голливуда.

Но и сомалийцы во главе со своим рисковым капитаном проживают свою трагедию бесподобно. Кстати, белые и черные артисты впервые встретились только на съемках, отчего напряженность и отчуждение между ними выглядит совершенно натурально.

А ключевая сцена — это освобождение капитана. В которой он, казавшийся доселе человеком-глыбой, внезапно рассыпается в прах, и только тут понимаешь, каких же усилий ему стоило быть отважным капитаном все это время — обыкновенному и неприспособленному к подвигам современному человеку, которого лишь экстремальные условия заставляют узнать самого себя.

Автор: Ольга Горнова