Для борьбы с детскими суицидами хотят ввести новый предмет

Для борьбы с детскими суицидами хотят ввести новый предмет

  • До чего довел ЕГЭ…

По детским самоубийствам наша страна до сих пор, увы, остается в мировых лидерах. Ежегодно каждый двенадцатый российский подросток в возрасте от 13 до 20 лет предпринимает попытку покончить с собой. В этом году следствием суровой борьбы со списыванием на ЕГЭ стали новые стрессы. Старшеклассников пропускали через рамки металлоискателей, а сам экзамен превратился в масштабное реалити-шоу под прицелом видеокамер.
В текущем году СМИ отмечают одиннадцатикратный рост подростковых самоубийств, связанных с ЕГЭ и ГИА. По данным экспертного доклада, который подготовило общественное движение "Обрнадзор", за время проведения единого госэкзамена в Свердловской, Кемеровской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Московской областях и Республике Якутия произошли случаи самоубийств школьников. Для сравнения: по официальным данным, в прошлом году была зафиксирована лишь одна попытка суицида, связанная с экзаменами.
- Если мы не решим эту проблему коренным образом, то потеряем целое поколение, - бьет тревогу уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. - Шесть подростков совершили самоубийство за 10 дней. Это не эпидемия - это государственная трагедия.
Кардинально изменить эту ситуацию можно, если принять национальную стратегию борьбы с суицидом, считают чиновники. Со своей стороны российские психиатры и психотерапевты предлагают локальные меры - новый предмет, целью которого будет научить детей справляться с непростыми жизненными ситуациями. Например, в рамках новой дисциплины можно объяснить детям, как противостоять торговцам наркотиками, пережить сложности первой любви, правильно воспринимать подростковые изменения в своей внешности и организме, разрешать конфликты и не поддаваться депрессии. Специалисты уже приступили к написанию учебников психологии. Не исключено, что в пилотном режиме они поступят в школы уже в следующем учебном году, сообщают центральные СМИ.

  • Уроки психологии

Мысль о том, что детям нужны уроки психологии, отнюдь не нова. Об этом еще 27 лет назад говорила доктор психологических наук, профессор, академик РАО Ирина Дубровина. Она много сделала для того, чтобы доказать, что такие специалисты необходимы в образовании. Она автор многочисленных пособий и учебников, при ее участии разработана Программа преподавания психологии с 3-го по 11-й класс. Предмет "Система воспитания психологической культуры в школе" внедрен в ряде московских средних учебных заведений.
- В школах Нижегородской области, к сожалению, ничего подобного нет, в то время как ребята очень нуждаются в психологических навыках. Их детские проблемы часто никому не интересны - ни родителям, ни учителям. Раньше был предмет "Этика и психология семейной жизни". Мои бывшие ученики до сих пор вспоминают, как я обсуждала с ними взаимоотношения в семье, задавала им сочинения на тему "Идеальный образ будущего супруга/супруги", рассказывала о том, как разрешать конфликтные ситуации. На эти необязательные уроки ребята приходили с радостью, - говорит педагог-психолог высшей категории Людмила Бирюкова. - Многие ребята совершенно не умеют общаться ни со своими сверстниками, ни со взрослыми. На последнюю консультацию мама привела подростка, вся жизнь которого заключается в компьютерных играх. Мальчик из полной благополучной семьи, но не интересуется ничем. Даже ест постоянно одно и то же - макароны с сосисками. Я убеждена, что изучение психологии необходимо ребятам. Но вести этот предмет должен только специалист в этой области.
Психологи хоть и есть во многих нижегородских школах, но они не справляются со своими глобальными задачами. "Лекарей душ" часто загружают бесполезной работой - отчетами, мониторингами, а сил оказывать полноценную поддержку ученикам, их родителям и педагогам не хватает, признаются в неформальных беседах школьные психологи.

  • Стоит ли лезть в душу?

Если бы такой предмет появился, это было бы неплохо, говорят классные руководители. Со своей стороны и учителя проводят большую просветительскую работу с детьми - это тематические классные часы и собрания, посвященные здоровому образу жизни.
- Школьники в большом количестве черпают информацию из Интернета, и противостоять этому сложно. Что касается бесед на тему первой любви, то имеет ли право учитель поднимать такие деликатные темы и лезть ребенку в душу? И еще. В школе учат детей тому, что наркотики, алкоголь, курение - это плохо, и почти ничего не говорят о том, что хорошо, - говорят классные руководители.
- Считаю, что обязательная психология в школе детям не нужна. Это еще один лишний предмет, а дети и так чрезмерно перегружены. Например, дочь в пятом классе будет изучать экономику. Для нее в силу возраста это сложная, абстрактная наука. Не думаю, что она что-то вынесет из этого урока. Сомнительна и польза психологических занятий. Я много откровенно разговариваю с детьми на самые разные темы. Со старшей дочкой мы смотрели вместе антинаркотический фильм. Он произвел на нее такое сильное впечатление, что она показала его всем своим подругам. Я уверена, что наркотики пробовать она ни за что не согласится, - убеждена мама двух дочек Наталья Ушакова.
Александра МАХЛИНА. Фото sch455.narod.ru.

  • Кстати 

По последним данным Росстата, в Нижегородской области в текущем году выросло число самоубийц. Только за I полугодие 2014 года 256 человек ушли из жизни по своей воле. Это на 45 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.

  • Цифры

В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают с жизнью 1500 детей и еще 4 тысячи совершают попытку суицида. По данным ЮНИСЕФ, 45 процентов российских девочек и 27 процентов мальчиков хотя бы раз в жизни серьезно обдумывали возможность самоубийства.

Следите за нашими новостями в удобном формате