Новые подходы к сочинениям пренебрегают грамотностью

Новые подходы к сочинениям пренебрегают грамотностью

Как известно, теперь перед ЕГЭ школьники будут писать сочинения. И вот на сайте института педагогических измерений, входящего в состав Рособрнадзора, появились рекомендации критериев их оценки.

  • Продираясь сквозь ляпы

Хотя уже решено ставить ребятам за работу не оценку, а "зачет" или "незачет", разработчикам проекта захотелось разложить все по баллам, как на ЕГЭ. Например, на сто слов разрешено сделать пять ошибок. Заметим, два первых абзаца этой заметки и содержат около сотни слов. Учителям при этом предлагают оценить всего пять параметров: соответствие теме, аргументацию, наличие отсылок к литературе, композицию, качество речи и… грамотность.
- Раньше за такое даже "тройки" бы не поставили. Пять серьезных ошибок на все сочинение - это "два", - говорит бывший учитель русского языка и литературы, ныне пенсионерка Ирина Шутова. - Значит, две странички работы могут быть одобрены, если там 10 - 15 ошибок? Я уверена, что родной язык ребенок должен знать хорошо, хотя бы для того, чтобы уметь грамотно написать заявление, составить доклад, не говорю о тех, кто пишет стихи или рассказы. Смысл важен, но не менее важно, как выражена мысль. Язык - это уровень культуры.
Смешит и другое правило, предложенное институтом. Зачет не поставят, если "количество ошибок будет затруднять чтение текста". Для учителя и литератора раздражителем является всего одна ошибка, а для безграмотного пользователя Интернета (а таких большинство) сто ошибок не затруднят чтение.
Читать - не перечитать
Самое забавное то, что это сочинение, уже оцененное, в вузе будут проверять вторично, совсем иначе. Приемным комиссиям предлагают оценивать работу по 20-балльной шкале и по десяти критериям. "Грамотность" делится на три составляющие - речевые, орфографические и грамматические нормы. Отдельно оценивается точность фактов и оригинальность сочинения. Остальные требования подобны школьным. И, что интересно, итоговую оценку по двадцатибалльнику предлагается запутанно переводить в десятибалльную систему, чтобы присоединить к баллам для поступления в вуз. Поистине, похоже, что разрабатывали критерии не русисты и литераторы, а математики, не ведающие, как оценить простое школьное сочинение.

  • Столкнутся лбами

В вузах о формализме такой оценки говорят между собой. А пока негласно договариваются вообще не учитывать сочинения или более того: ставить всем так же формально одинаковые баллы - и требование соблюдено, и дети не пострадают. Ведь Министерство образования и науки уже распорядилось учитывать сочинение на всех направлениях в вузах, одинаково для "технарей" и "гуманитариев". А еще, если сочинения принесут все поступающие (оно добавит бонусов в портфолио), то преподавателям высшей школы придется заниматься их повторной проверкой, внимательно проверяя тысячи работ в сжатые сроки.
Если ученик подаст одно сочинение в несколько вузов, как это сейчас делается, то получит много вариантов оценок и часть из них будет оспаривать, сталкивая лбами проверяющих. Вот будет потеха для ребят…
Есть, конечно, крайняя точка зрения, предложенная министром образования Дмитрием Ливановым в июле, - вообще не оценивать грамотность, дескать, это мешает потоку детского сознания. Но для чего тогда вообще изучать нормы русского языка?
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА. Коллаж Елены СЛАВИНОЙ.

  • Кстати

Утвержденные Рособрнадзором критерии позволят оценить школьное сочинение по пяти параметрам: 1. Соответствие теме; 2. Аргументация. Привлечение литературного материала; 3. Композиция и логика рассуждения; 4. Качество письменной речи; 5. Грамотность.
Для получения "зачета" выпускнику необходимо будет получить положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 - в обязательном порядке) и выдержать объем не менее 250 слов. Работа должна быть написана учащимся самостоятельно, а не скопирована из какого-либо источника.

Следите за нашими новостями в удобном формате