Сексуальное воспитание наших детей пущено на самотек

Сексуальное воспитание наших детей пущено на самотек

В Германии люди выходят на митинги против принудительного сексуального просвещения в школах. Уроки сексуального воспитания в этой стране обязательны, если ребенок отказывается их посещать, то его родителям грозит штраф или даже тюрьма. В России другая крайность: попытка ввести подобный предмет в школе потерпела полное фиаско.

Щекотливая тема

Вопрос сексуального образования в нашей стране возник давно. В 1993 году даже ввели программу "Половое воспитание школьников". Параллельно с чтением лекций в средних классах в городах открыли медико-консультативные пункты, помогающие молодежи. Там можно было анонимно обследоваться и лечить венерические заболевания. Через год удвоилось количество преступлений на сексуальной почве. Еще через год в 10 раз выросло количество венерических заболеваний. В итоге в 1997 году Минобразования РФ закрыло данную программу.
Как разъяснили в Нижегородском министерстве образования, в настоящее время учебный курс, на котором обсуждались бы вопросы этики и психологии семейной жизни, в общеобразовательных учреждениях не ведется. Что касается опыта преподавания предмета "этика и психология семейной жизни", который пытались ввести в 80-х годах ХХ века, то никаких исследований, насколько он оправдал себя, не проводилось. И говорить о результатах этих занятий не приходится.
Хотя воспоминания об этой дисциплине у выпускников тех лет сходные: "Учительница пыталась в деликатной форме поговорить с нами про ЭТО, мы сидели и хихикали от смущения…"; "Запомнилось, как дядечка-психолог на одном таком занятии показал, как выглядит презерватив. Класс это взбудоражило - парни прикрывались дурацкими шуточками, и было как-то не по себе…"
Кандидат психологических наук Людмила Бирюкова в свое время преподавала "этику и психологию семейной жизни" в одной из нижегородских школ. Она убеждена, что польза от занятий была и этот предмет нужен школьникам.
- До сих пор мои ученики вспоминают уроки, на которых мы обсуждали образ будущего супруга, проигрывали различные ситуации и учились разрешать конфликты в семье, - делится воспоминаниями Людмила Александровна.
Детей в школе учат многому: ученики проходят Толстого, изучают закон всемирного тяготения и интегралы, но с ними практически никто не говорит о том, как быть женами и мужьями, мамами и папами и, в конце концов, о том, откуда берутся дети! Щекотливая тема про ЭТО затрагивается разве что в курсе биологии. По утверждению специалистов регионального министерства образования, в нижегородских школах проводятся классные часы и внеурочные мероприятия, посвященные вопросам гендерного воспитания. Но эти занятия не способны противостоять потоку информации на эту запретную тему в Интернете, на ТВ.

Изучают фрагментарно

В результате в голове у подростка, нахватавшегося знаний из неблагонадежных источников, полная каша. Вот уже и шестиклассницы в социальных сетях обсуждают то, что "лишиться девственности нужно успеть до 16, а то и до 14 лет".
- Недавно я случайно выяснил, что у моей дочери в соцсети две страницы - одна "приличная" для родителей, а другая спрятана под "ником", и там идет обсуждение различных запретных тем. Одиннадцати-двенадцатилетние школьники пишут о том, что думают о любви, оценивают они и нетрадиционные отношения - любовь между мальчиком и мальчиком, девочкой и девочкой. Как и ее друзья, дочка пересылает эту ахинею своим одноклассникам. Я был в шоке и, не стесняясь в выражениях, высказал дочери все, что думаю, - поделился один папа.
- В идеале доносить информацию о такой важной сфере жизни, как сексуальные взаимоотношения, нужно комплексно - учитель биологии рассказывал бы о физиологии, литератор обсуждал бы с детьми тему любви, а искусству взаимоотношений обучал бы психолог. Еще один вариант: такие занятия с элементами тренинга и акцентом на взаимоотношения полов мог бы вести психолог. Естественно, такие уроки должны быть по желанию. Даже в советские времена мы брали письменное разрешение у родителей для того, чтобы могли прослушать курс "этика и психология", а дети священнослужителей эти занятия и вовсе не посещали, - вспоминает Людмила Александровна.
Сегодня, как разъяснили в региональном министерстве образования, программы гендерного воспитания в школах изучают "фрагментарно".
Например, в Нижнем Новгороде на базе областного центра социальной помощи семье и детям "Журавушка" разработана программа профилактики подростковой беременности "Твое будущее в твоих руках". В центре родительской культуры "Исток" реализуется авторская программа "Материнская школа" и два образовательных проекта "Осознанное родительство" и "Здравствуй, семья". Работа с родителями Ленинского района ведется школе № 185, где организован лекторий для обсуждения проблем воспитания подростков.

Сочинять ничего не нужно

Основная нагрузка по просвещению детей в вопросах полового воспитания все же приходится на родителей. Как же правильно поговорить с ребенком на неудобные темы?
Эксперты сходятся во мнении, что на вопрос: "Откуда берутся дети", - отвечать нужно на адекватном возрасту ребенка языке. Не стоит пугаться того, что дошколята вдруг обращают внимание на то, чем мальчики отличаются от девочек. Маленькие дети не могут быть сексуально озабочены. Малыши 4 - 6 лет исследуют себя, узнают, в чем состоят различия между полами.
- В этот период нужно объяснять малышам, что есть части тела, которые не принято выставлять напоказ. В современном детском саду уже случилась и такая история - в тихий час мальчик забрался в кроватку к девочке, они сняли трусики и стали изображать, что занимаются любовью. В этом случае следовало проявить деликатность, доверительно наедине поговорить с маленькими участниками инцидента, а шокированная воспитательница подняла крик, разбудила других воспитанников и в итоге все дети обратили на эту сцену внимание. Были устроены грандиозные разборки с родителями. Впоследствии это может сказаться не лучшим образом на взрослой сексуальной жизни этих ребятишек, - говорит психолог.
Конечно, про капусту, аиста, магазин, в котором продаются дети, сочинять ничего не нужно. В какой-то момент ребенок поймет, что его обманывали, что ударит по родительскому авторитету.
В качестве образца можно взять фильм "Возвращение в Голубую лагуну" (1991 года) с Милой Йовович. Главная героиня обещает детям поговорить о чем-то тайном и очень важном и вполне в доступных образах рассказывает дочке и пасынку о том, какие изменения с их телами произойдут в будущем. Правда, когда речь заходит об описании процесса любви, героиня осекается. Но смышленый Ричард берет инициативу в свои руки и объясняет: "Это как игуаны, Лили, мы видели, как они были близки. Они сплетаются так, что непонятно, где голова, а где хвост, и после этого у них всегда появляются детеныши".
- Если ребенок пришел к взрослым и задал вопрос, откуда он взялся, а вам трудно подобрать слова, скажите следующее: "Есть мужчина и женщина. Мужская клетка соединяется с женской и появляется ребенок - мама его вынашивает в животе", - наставляет Людмила Александровна.
Правда, после подобного объяснения один семилетний мальчик долго не мог уснуть и спросил сестру-подростка: "Так я не понял, ЭТО что, через поцелуй передается…"
Чтобы окончательно расставить все точки над "и" детям стоит предложить самим почитать об ЭТОМ, благо сейчас есть много хорошей интересно написанной литературы - энциклопедии для девочек, для мальчиков.
- Дорожите доверием ребенка, обязательно рассказывайте ему свою собственную историю любви, в результате которой он появился на свет. Знайте, если сын или дочка обратились с деликатным вопросом именно к вам, это здорово, поставьте себе за это пятерку в воображаемый дневник родительства, - советует Людмила Бирюкова.

Александра МАХЛИНА. 

К слову

Пупсов с первичными половыми признаками все чаще можно встретить в российских детских садах. Причем появляются они вовсе не по воле воспитателей, а по требованию региональных методистов. Сопредседатель Национальной родительской ассоциации, член координационного совета при президенте РФ по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Елена Третьякова намерена предложить президентскому совету запретить использовать в дошкольном образовании подобные игрушки.
По ее словам, родители дошкольников категорически против использования в детских садах натуралистичных игрушек с половыми признаками - так называемых анатомически правильных кукол. По их мнению, такие игрушки мешают нормальному поэтапному психологическому созреванию ребенка.
В настоящее время нет единых стандартов игрушек для детских садов. Анатомически "правильные" куклы изначально создавались преимущественно для образовательных и практических целей, в том числе как наглядные пособия для допроса детей, подвергшихся сексуальному насилию.
Натуралистичные игрушки, в том числе "писающие", могут использоваться в терапевтической работе психологами в детских садах. С помощью такого наглядного пособия можно помочь ребенку справиться с энурезом. Но это, конечно же, должна быть индивидуальная работа, а не групповое занятие.

Кстати

Действующий Закон "Об образовании РФ" позволяет включение в вариативную часть учебного плана школы учебного предмета, посвященного сексуальному воспитанию. Решение данного вопроса находится в компетенции школы.
Как разъяснили в министерстве образования Нижегородской области, в настоящее время педагогами-психологами школ региона осуществляется работа по сексуальному воспитанию и просвещению детей в рамках факультативных занятий по авторским программам. Особое внимание уделяется вопросам формирования и трансляции традиционных семейных ценностей, проблемам воспитания у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущему материнству, отцовству, бережного отношения к себе и т.д.
В рамках программы повышения квалификации для педагогов, заместителей руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей реализуется модуль "Гендерные проблемы воспитания детей и молодежи".
Одним из направлений сексуального воспитания и просвещения детей в школе является публикация материалов соответствующей тематики (любви, семейного воспитания детей) на страницах таких региональных изданий, как журнал "Практика школьного воспитания", газеты "Школа" и "Сюжет". Газета для старшеклассников "Сюжет" имеет возрастное ограничение 12+, поэтому актуальные для подростков темы любви, взаимоотношений между полами и полового воспитания затрагиваются в издании с учетом его читательской аудитории.

Между тем

В России половое воспитание трактуется как гендерное, которое, в свою очередь, рассматривается как духовно-нравственное, так как оно направлено на формирование нравственной личности, осознанного восприятия семейной жизни, культуры и традиций своего народа.
Акцент делается на воспитание семейных ценностей (на формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, традициях, культуре семейной жизни).

Цифры

В 2011 году забеременевших до совершеннолетия нижегородок было 881, из них родили детей 637. В 2012 году до 18 лет в "интересном" положении оказались 800 девочек, но стали мамами 246. В 2013 году число юных беременных снизилось - их было 436 и из них родили детей 237.
Ежегодно есть случаи, когда мамами становятся в возрасте до 14 лет. Так, в прошлом году, не достигнув этого возраста, родили две юные мамы, а абортов в этом же подростковом возрасте было пять (!), в 2013 году в возрастной категории до 14 родили двое, а трое сделали аборты, в 2011 году мамой стала одна четырнадцатилетняя, а аборты сделали четверо девочек.

А как у них?

Раннее сексуальное воспитание детей, начиная с 4-летнего возраста, является обязательным в детских садах Германии (там даже тестируют детей на предмет, к какому гендерному типу их относить - гетеро- или гомо-, чтобы относиться соответственно), Дании, Швейцарии, Норвегии, Швеции и постепенно охватывает все европейские страны.

Следите за нашими новостями в удобном формате