Наследники стали жертвой черных риелторов

Наследники стали жертвой черных риелторов

Квартирный вопрос продолжает нас портить. Существующее законодательство не ставит никаких границ на право гражданина распоряжаться собственным жильем по своему усмотрению - дарить, завещать, продавать… Но это гражданское право нередко выступает поводом для судебных тяжб и бытовых скандалов. Особенно после смерти хозяина квартиры.

Хорошая квартира

Некогда эта однокомнатная квартира в девятиэтажном доме на улице Краснодонцев в Нижнем Новгороде общей площадью 32,5 квадратных метра принадлежала Лилии Мильтенис. Как всегда считала сама собственница, проработав 40 лет на автозаводе старшим экономистом, являясь ветераном автомобильной промышленности, ветераном труда ГАЗа и ветераном Великой Отечественной войны, она ее заслужила. Надо сказать, что сегодня Лилии Васильевне 84 года, но выглядит она гораздо моложе.
- У нас в роду все долгожители, - похвасталась Лилия Васильевна при первой нашей встрече. - Наша мама дожила до 92 лет…
В 1986 году Лилия Мильтенис, мать взрослой дочери и уже бабушка, похоронившая первого супруга, выходит второй раз замуж и переезжает к мужу - на улицу Дружаева. Квартира в высотке некоторое время пустует, но в связи с тем, что старенькая мама и младшая сестра ответственной квартиросъемщицы в это время проживали в ветхом домишке в поселке Нагулино, Лилия Васильевна принимает решение переоформить ее на младшую сестру Альбину (разница в возрасте у них 8 лет). Позже, когда мама-долгожительница ушла в мир иной, полновластной хозяйкой жилья на улице Краснодонцев остается младшая сестра - Альбина Васильевна Абрамова.
- Когда я переписывала квартиру на сестру, мне и в голову не могло прийти, что она достанется чужим людям, ведь детей у Альбины не было, я и моя дочь - самые близкие ей люди, - сетует сегодня Лилия Васильевна.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:
"В связи с тем, что Абрамова А.В. 1938 года рождения была преклонного возраста, ею было написано заявление в ГУ КЦСОН Автозаводского района Нижнего Новгорода, чтобы ее поставили на учет и закрепили за ней соцработника, которая бы ухаживала за ней. После чего с 14.08. 2009 года за ней был закреплен соцработник Бирюкова М.А. Со слов Бирюковой стало известно, что за весь этот период до 30.12. 2013 года Абрамова А.В. плохо себя чувствовала, периодически обращалась к врачу, а последние три месяца она не вставала с кровати…".

"Она так кричала"

Итак, в августе 2009 года порог квартиры на улице Краснодонцев впервые переступила соцработник Маргарита Бирюкова. А в сентябре следующего года, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, у этой квартиры появился новый хозяин - некто Бирюков Александр Николаевич 1984 года рождения, при ближайшем знакомстве - сын Маргариты Бирюковой. И договор купли-продажи квартиры имеется, все чин чинарем.
- За сколько купили квартирку, Маргарита Анатольевна? - поинтересовалась я спустя четыре года у соцработника Бирюковой, чья зарплата на тот момент составляла 7 тысяч рублей в месяц.
- За полтора миллиона, - не моргнув глазом ответила Маргарита Анатольевна.
Забегая вперед, скажу: коммерческий директор одного из нижегородских агентств недвижимости "Виктория" Надежда Барышникова заочно оценила "однушку" с лоджией на пятом этаже 9-этажного дома по ценам 2010 года в 2 - 2,2 миллиона рублей. Но суть не в этом.
- А где же те деньги, ведь Абрамова умерла в нищете?
- Откуда я знаю. Тетя Аля жила одна, может, кто приходил к ней? - За словом в карман моя собеседница не полезет, хотя очень заметно, что этот разговор ей неприятен. Еще бы, ведь свидетелей передачи денег нет. Да и были ли они, деньги?
…Ага, значит, жила одна. А вот соседка Абрамовой Татьяна Малышева, когда увидела вместо "тети Али" молодого мужчину с сожительницей, поинтересовалась у Бирюковой: где?
- Мы ее в деревню отвезли, ей там будет лучше, - пояснила тогда соцработник.
Вероятно, "в деревне, где ей было лучше", старушка и померла. Но родственникам, хватившимся "тети Али" аккурат на сороковой день, Бирюковы объяснили, что та умерла в больнице 30 декабря 2013 года.
- Она так кричала, когда мы ее привезли в 33-ю больницу, - в красках и с болью в сердце описывала Бирюкова последние часы жизни своей подопечной. Однако дочь Лилии Васильевны, она же племянница усопшей, навела справки в больнице: больная Абрамова к ним не поступала, привозили труп Абрамовой в больничный морг на хранение - всего на одну ночь с 30 на 31 декабря. А 31 декабря "тетю Алю" похоронили без вскрытия. И родственникам, естественно, не сообщили.
- Участковый врач поликлиники № 37 Ольга Бацина, которая выписала заключение о смерти сестры с диагнозом "атеросклеротическая болезнь", утверждает, что видела труп 31 декабря, но я и ей не верю, - рассказывает Лилия Мильтенис. - Мне доподлинно известно, что из морга сестру увезли прямо на кладбище в Федяково…
И действительно, к чему лишняя морока? В 75 лет умирают по одной причине - от старости. И то только те, которые до этого возраста доживают.

Нелюбимые родственники

Удивляют меня наши старики. Экономят на всем, но, отжимая от пенсии, каждую копеечку откладывают в кубышку.
- Были случаи, когда наши соцработники на свои деньги покупали оголодавшим подопечным хлеб и молоко, - рассказывает директор государственно-бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района Нижнего Новгорода" Антонина Русинова.
И вот ведь что интересно. Драгоценные эти денежки старики не доверяют ни банкам, ни детям, ни близким родственникам, но, держа их под матрасом или в платяном шкафу под стопкой белья, охотно достают в присутствии липовых "участковых", "соцработников" и просто "доброжелателей", возжелавших поменять их "старые" купюры на "новые" якобы в преддверии денежной реформы. В принципе случай с покойной Абрамовой из этой серии. Своих родственников она не жаловала: "Моей смерти ждут, на квартиру зарятся", а вот гражданскую жену сына Бирюковой представила в центре социального обслуживания как свою родственницу. Неужели так безоглядно верила в альтруизм?
- Абрамова еще в ноябре отказалась от наших услуг, указав в заявлении, что "теперь за ней будет ухаживать племянница", - рассказывает Антонина Зиновьевна. Как позже выяснилось, "племянницей" выступила сожительница Бирюкова. Родную же племянницу, Ирину Мильтенис, Абрамова не признавала. И когда та подарила ей на день рождения мобильный телефон, спустя пару дней вернула ей подарок.
- Она вас не любила! - заявила соцработник Бирюкова Мильтенисам, увидев их в коридоре центра социального обслуживания.
Видимо, больше остальных покойница любила семью Бирюковых.
Отчасти это объяснимо: родственники далеко, им самим до себя - напоминаю, Лилия Васильевна на 8 лет старше Альбины Васильевны, а эти чуть ли не каждый день еду приносят. Между соцработником и клиентом выстраивается некая психологическая зависимость. Но насколько правомерно ею злоупотреблять?
- Конечно, я всегда предупреждаю своих сотрудников, что это недопустимо - принимать в дар или по завещанию квартиры от своих подопечных, но ведь и ни в одном законе не прописано, что это запрещено, - говорит Антонина Русинова. О Бирюковой как о соцработнике она отзывается хорошо.
Еще бы! - подумалось мне. Восемь таких "тетей Алей" в год и - безбедная старость обеспечена. Впрочем, случай с Абрамовой, надеюсь, скорее, исключение, чем правило…
Тем не менее Антонина Зиновьевна потребовала от Маргариты Анатольевны написать объяснение по поводу происшедшего. Та написала. И тут же присовокупила к нему заявление об уходе "по собственному желанию".
Так бесславно закончилась карьера соцработника Бирюковой.
* * *
…Лилия Васильевна, родная сестра бывшей квартиросъемщицы с улицы Краснодонцев, как ей посоветовали, написала заявление в прокуратуру Автозаводского района с просьбой разобраться в личном деле Бирюковой. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела понятно, что никто, конечно, не собирался ворошить прошлое соцработника, ушедшего ныне на заслуженный отдых. Заявление спустили начальнику отдела полиции Автозаводского района, там перепечатали текст, приписали постановление: "Отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступлений по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления в указанных материалах проверки", затем поставили круглую печать: "СогласоваННо", майор полиции Слесарь С.В.". И, вероятно, посчитали, что вопрос закрыт.

Татьяна ЧИНЯКОВА. 

Следите за нашими новостями в удобном формате