Получить компенсацию по старым договорам стоит немалых нервов

Получить компенсацию по старым договорам стоит немалых нервов

В середине 90-х государство признало взносы в организации государственного страхования, внесенные до 1 января 1992 года, своим внутренним долгом и по сей день продолжает выплачивать компенсации. Осуществление этих выплат правительство поручило ОАО "Росгосстрах", которое и стало преемником советского Госстраха.

То ли отец, то ли дочь

В 80-х годах прошлого века нижегородец Валерий Смирнов застраховал свою дочь по программе так называемого свадебного страхования. Недавно Валерию Александровичу позвонили из центрального офиса "Росгосстраха" и предложили прийти в один из нижегородских офисов и получить там компенсацию, которая составит около двух тысяч рублей.
- Мне назвали несколько адресов в Нижнем Новгороде. Я выбрал тот, который расположен на Мещере: туда ехать ближе. И меня туда как бы записали, - вспоминает Валерий. - Сказали: полис не сохранился - не беда. Надо только взять с собой паспорт. А еще добавили, что сам я могу и не ездить: выплату имеет право получить сам застрахованный, то есть моя дочь.
Приехавшей в нижегородский офис дочери страхователя сказали, что за выплатами должен обратиться ее отец, то есть сам страхователь. Когда же через неделю туда приехал сам Валерий Александрович, то ему сказали, что за компенсацией должна приехать дочь…
После продолжительных споров со Смирновым девушки велели ему заполнить бланк, который будет отправлен в Рязань, и настоятельно предложили открыть счет в каком-то дружественном "Росгосстраху" банке. Переводить деньги на пластиковую карточку Сбербанка или сберкнижку сотрудницы офиса отказались категорически.
Многое в этой истории выглядит странным. Во-первых, сотрудницы "Росгосстраха" несогласованно гоняют туда-сюда сначала застрахованное лицо, затем и самого страхователя. Тот факт, что они так настойчиво убеждают клиента заключить договор с определенным банком, тоже вызывает вопросы. И уж совсем непонятно, почему заявление клиента должно рассматриваться в Рязани, когда и в Нижнем Новгороде есть отделения "Росгосстраха".

Необязательная принудиловка

В центральном офисе ОАО "Росгосстрах" в Москве "НН" пояснили, что с 2007 года проведением компенсационных выплат занимается специальное подразделение в Рязани - расчетный центр компенсационных выплат.
- При принятии заявления на получение компенсационной выплаты в отделениях "Росгосстрах банка" клиенту предлагается открыть карту клиента, на которую и будет выплачено возмещение, - сообщил председатель правления "Росгосстрах банка" Александр Фалев.
Впрочем, как отметил он, открытие счета в "Росгосстрах банке" необязательно: в заявлении на компенсационную выплату клиент может указать любой номер счета, открытого и в сторонней организации.
- При этом каждый договор и каждый конкретный случай имеют свои нюансы, потому мы не можем достоверно ответить, почему возникла путаница в данном конкретном случае, - добавил Александр Васильевич. - Но в любом случае мы приносим извинения за действия сотрудников отделения и уже проводим дополнительную разъяснительную работу со всеми консультантами по вопросам выплат.
Что же касается сроков выплаты компенсаций, которой можно ждать и несколько месяцев, то законодательством они не установлены.
Выплаты компенсаций осуществляются из средств федерального бюджета, все представленные документы требуют тщательной проверки и обоснованных расчетов. На практике ожидание получения компенсационной выплаты не превышает трех месяцев.
Прокомментировать действия сотрудниц нижегородского офиса "Росгосстраха" мы попросили и специалистов Нижегородского УФАС.
- Сотрудники страховой компании имеют право предложить клиенту открыть счет в том или ином банке, однако никак не в навязчивой форме, - поясняет ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС Багдасар Матинян. - Но одно дело - отказ клиенту в перечислении компенсации на сберкнижку в устной форме и совсем другое - когда он зафиксирован письменно. Если же ваше письменное заявление откажутся принять, советуем обращаться в региональное Управление Роспотребнадзора.

Ольга АБРАМОВА. 

Справка "НН"

Для получения компенсации необходимо выслать обычной почтой пакет документов в расчетный центр компенсационных выплат компании "Росгосстрах" по адресу: 390046, г. Рязань, ул. Введенская, д. 110. Он занимается выплатами по всей России. Бланк заявления можно скачать на сайте www.rgs.ru. Кроме этого, понадобятся копии 2-й, 3-й и 5-й страниц паспорта, копия сберкнижки и полные банковские реквизиты счета, на который вам будут перечислять выплату.

Цифры

С 2001 по 2011 год обществом было выплачено 12,5 млрд рублей компенсации, обработано порядка 15,2 миллиона договоров.

Следите за нашими новостями в удобном формате