Должна ли быть тайной тайна исповеди

Должна ли быть тайной тайна исповеди

Дискуссия о том, нужно ли священникам докладывать в полицию о преступных фактах, ставших известными для них на исповеди прихожан, ведется уже давно. Хотя сама церковь на страже своих канонов стоит непоколебимо.

Грехи считали своими

Таких позиций, в частности, придерживается католическая церковь. Ни под каким соусом "благих дел", в том числе и предотвращения преступления или же наказания за него, тайна исповеди нарушена быть не может. Нарушителей ожидает лишение сана и пожизненное пребывание в монастыре с самым строгим уставом. Так, несколько лет назад американские газеты писали о священнике, которому один из прихожан поведал на исповеди, как его жена издевается над приемными детьми. На следующий же день священник отправился с заявлением в полицию и после этого сложил с себя все полномочия. Хотя дети были спасены.
В Православной церкви изначально отношение к тайне исповеди было таким же строгим. Об этом говорится, к примеру, в Номоканоне при Большом Требнике издания начала XVII века. Церковь Древней Руси крайне строго соблюдала все прописанные в уставах правила и ни на шаг не отступала от буквы церковных канонов. Это касалось и исповедной практики: священнослужитель ни при каких обстоятельствах не имел права сообщить кому-либо о рассказанном ему на исповеди.
Однако в первые века христианства исповедь была не тайной, а публичной, когда кающийся открывал свои грехи перед всей Церковью, а все присутствовавшие христиане молились за кающегося и считали его грехи своими. Такая процедура требовала от верующих большого мужества и смелости, и способных к такому мероприятию постепенно становилось все меньше. Со временем в церкви решили принимать исповедь тайно.
Так было вплоть до прихода к власти Петра Великого. В результате его реформ роль церкви сводилась исключительно к нравственному воспитанию паствы, в то время как священнослужителей фактически обязывали помогать государству в полицейском надзоре за населением. В 1721 году был издан специальный документ, который, помимо всего прочего, нарушал и безусловность тайны исповеди.

Замысливший "злю"

Впрочем, "стучать" на изменника священнослужитель должен был только в том случае, если замысливший "злю" не желает раскаяться в своих греховных помыслах и даже после увещеваний духовника не намерен отказываться от совершения преступления. Если же злодей каялся, обещая больше такого не повторять, донос был неуместным.
В дополнении к "Духовному регламенту", составленном Феофаном Прокоповичем в 1722 году по указу царя Петра I, был определен порядок и условия разглашения тайны исповеди. Согласно документу, под страхом сурового наказания от духовника требовалось доводить содержание исповеди до сведения церковного начальства, если исповедуемый замыслил воровство, измену или же плохо отзывался о государе. Самое интересное заключалось в том, что исповедь теперь объявлялась обязанностью всякого православного подданного, и в первую очередь это касалось госслужащих. В каждом приходе были заведены специальные книги, в которых отмечались все лица, бывшие и не бывшие на исповеди и причастии. Об уклонистах нужно было докладывать властям.
Новые правила были восприняты духовенством с настороженностью. Вопреки ожиданиям, массовых доносов на паству не случилось. Однако желающие выказать свое усердие царю-батюшке все же были.
Впоследствии пресловутый "Духовный регламент" переиздавался 20 раз и действовал почти 200 лет - вплоть до 1917 года, когда был отменен Поместным Собором Православной российской церкви. Советская власть рассматривала тайну исповеди как "недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении" и устанавливала за это предусмотренную законом ответственность. Сейчас же церковные правила запрещают священнодействовать духовнику, который нарушил тайну исповеди.

Спорные случаи

И все же… Если священник знает, что готовится страшное преступление и, просто сообщив в органы, хочет предотвратить его, спасти людей, - может ли он это сделать? И если решит, что да, - может ли он после этого называться священником? Является ли в этом случае недонесение пособничеством преступникам?
- Если священник нарушил тайну исповеди, это, конечно, грех. Я практически не знаю случаев, когда священник нарушал бы тайну исповеди. По крайней мере, живя в церкви уже почти 30 лет, мне не известно ни одного такого случая, - отмечает заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. - А если такое когда-то происходило, это грех. Такого священник делать не должен.
Однако есть спорные случаи, добавляет он. Один из них описывается в Основах социальной концепции Русской православной церкви. Священник узнает из исповеди о том, что кто-то готовит против другого человека преступление: например, хочет кого-то убить. Священник не должен раскрывать, что ему было сказано и кем. Но он может предпринять определенные действия, чтобы предупредить прямо или косвенно того человека, которому угрожает опасность.
- И, самое главное, он должен постараться во время исповеди сделать все, чтобы остановить того, кто замышляет зло. Но тайна исповеди при этом все равно не должна нарушаться, - подчеркнул протоиерей.

Через покаяние

Нынешнее российское законодательство охраняет тайну исповеди. Причем касается это, безусловно, священнослужителей всех конфессий. В соответствии с законом священник "не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди". Более того, духовное лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля о событиях, рассказанных ему исповедником.
- Согласно УПК РФ, не подлежит допросу в качестве свидетеля священнослужитель об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди, - говорит старший помощник прокурора Нижегородской области по взаимодействию со СМИ Жанна Мордовина.
Что касается самой Церкви, то ее позиция по этому вопросу прописана в Основах социальной концепции РПЦ. Из этого документа следует, что тайна исповеди все же не является абсолютной. К примеру, узнав из исповеди о готовящемся теракте, пастырь "должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения". Однако если этот призыв не возымеет действия, священник может предупредить тех, кому угрожает опасность, сохраняя при этом в тайне имя злоумышленника.
- Тайна исповеди - самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", - комментирует священник Алексий Пестрецов, и.о. руководителя пресс-службы Нижегородской епархии. - Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов. Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди. В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри через покаяние, узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди.
Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны.
- Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею, - добавляет Алексий Пестрецов.

Ольга АБРАМОВА. Фото zp.ua.

Комментарии

Оксана ДЕМЧЕНКО, психолог:
- У католиков священнослужитель не должен видеть исповедовавшегося, который сидел за перегородкой. Это было сделано специально для того, чтобы его внешний вид не мог повлиять на решение служителя церкви отпустить ему грех. Священнослужитель должен определить по словам, голосу и интонации исповедовавшегося, искренне он раскаялся или нет. Поэтому по праву многих священников считали тонкими психологами. Этому их специально обучала церковь. Она прекрасно знала, к каким печальным последствиям может привести разглашение тайны исповеди для христиан. В православной же церкви перегородок при исповеди, как известно, нет. А в некоторых других религиях, как то в мусульманстве и иудаизме, нет и исповеди как таковой.

Анатолий МИХАЙЛОВ, юрист:
- С юридической точки зрения священник - такой же гражданин, как и все остальные, и его показания ничем не отличаются от показаний иных участников процесса. Однако нарушение тайны исповеди считается серьезнейшим проступком, ведущим к запрещению в служении, и на практике практически не встречается.

Кстати

С самого начала введения тайны исповеди церковь стремилась разработать и предоставить священникам самые подробные разъяснения по поводу проведения таинства исповеди и соответствующие регламентации процедуры покаяния. Например, историк О.А.Добиаш-Рождественская приводит положения, что в ряду особых грехов, которые требуют самого пристального внимания церкви, являются сугубо экономические и финансовые правонарушения христиан.

Любопытно

В IV веке святитель Василий Великий ввел тайные епитимии для неверных жен, которых могли убить их разгневанные мужья. С тех самых пор церковь стремилась предотвратить и сохранить в тайне информацию, которую священники получали во время исповеди, так как правильно считала, что эта информация может погубить кающихся христиан. Даже если эта информация касалась особо тяжких преступлений: убийств, грабежей, насилия и т.д.

А как у них?

Не так давно в Интернете появилась специальная программа "Исповедь", рассчитанная на кающихся католиков. Производитель (компания Little iApps) утверждал, что получил благословение от какого-то католического епископа из США. Однако сразу после публикации пресс-релиза компании Ватикан выступил с опровержением. Представитель Ватикана Федерико Ломбарди предупредил: "Никто не может говорить о какой-либо исповеди через iPhone. Исповедь требует физического присутствия исповедующегося и священника".

Следите за нашими новостями в удобном формате