В рамках фестиваля "Нижегородский Кинограф"

В рамках фестиваля "Нижегородский Кинограф"

Едва ли высокий бюджет поможет окупить картину, считает известный кинодраматург.В рамках фестиваля "Нижегородский Кинограф" в киноцентре "Рекорд" бесплатно показывали шедевры мастеров отечественного кинематографа, так или иначе связанных с Нижним Новгородом - Александра Сокурова, Алексея Балабанова, Александра Велединского, Игоря Масленникова. Однако киноманы собирались в "Рекорде" задолго до начала сеансов, потому что фильмы предварялись увлекательным общением с приезжими актерами и режиссерами.

Навязывают телеформат

Среди гостей оказался профессор ВГИКа, блестящий драматург и язвительный критик Юрий Арабов. Почти два часа он отвечал на вопросы переполненного зала, четко расставляя точки над "i".
- Юрий Николаевич, как вы оцениваете развитие отечественного кино в последние пару лет?
- Что до качества вновь появляющихся картин, вы все видите сами: в большое кино пришел телеформат. Я имею в виду некоторую примитивность в манере подачи, в эстетике вообще. Фильм "Горько!", например, собрал много зрителей и принес доход в полмиллиарда, но я вижу его как киноверсию популярной телепередачи, призванной развлекать аудиторию. Беда в том, что это навязывают нам как стандарт, а в истории остаются другие фильмы. Приведу пример. В десятку лучших фильмов всех времен и народов, по версии одного из авторитетнейших журналов в области кино, включены две советские ленты: "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова и "Зеркало" Тарковского. Съемка "Зеркала" происходила на моих глазах. На всех министерских коллегиях эту картину единодушно признавали провальной в смысле художественности и идеологии. А превознесли в том году экранизацию пьесы "Сталевары". Я, правда, забыл, как тот фильм назывался. И где он сейчас?..

Трудно быть зрителем

- А что вы скажете о кино, которое снимается при бюджетной поддержке?
- Лет шесть назад произошла очередная реформа, призванная привлечь зрителя обратно в кинозалы зрелищными блокбастерами, заодно воспитывающими патриотизм. Состоялось все это под лозунгом: "Кино должно себя окупать", - что, конечно же, прекрасно. Государство заказывает социально значимые картины, и в этом нет ничего предосудительного, тем более что в сложившихся условиях ничто, кроме госзаказа, не может выжить. Однако я не уверен, что миллиардные картины, в том числе уважаемого Никиты Сергеевича, себя окупают. Окупаются "Горько!" и ей подобные - с маленьким бюджетом, снятые полуручной камерой. В таких условиях работать вообще не представляется возможным. Причины - в отсутствии залов, в особенностях прокатной политики, "затыкающей" русские картины на зады. Но все же эти фильмы абсолютно смотрибельны, и это доказала, в частности, последняя работа Германа "Трудно быть богом". Тут, скорее, трудно быть зрителем! Но даже она собрала полтора миллиона долларов.

Снимать по-русски

- Насколько известно, вы недавно завершили очередной проект?
- Да, вместо отдыха работал без зарплаты все лето и осень и сделал картину с очень маленьким бюджетом. Это "Клетка" - вольная экранизация "Кроткой" Достоевского. Жаловаться не собираюсь, хотя мы действительно работаем без денег. То есть на содержание авто еще как-то хватает, а вот на яхты и поместья - я слышал, у вас в области есть поместье известного отечественного режиссера - уже нет. Мы ведь не бизнесом занимаемся, а делаем картины в русле русской философской традиции. Кому это нужно? Фильмотекам, кинофестивалям, зрителям… Порой им, возможно, хотелось бы повеселее. Но мы на этом стоим и не можем иначе.

Мария ФЕДОТОВА. Фото РИА Новости.

Справка "НН"

Юрий Николаевич АРАБОВ - советский и российский прозаик, поэт, сценарист. Родился 25 октября 1954 года в Москве. Окончил ВГИК. Постоянный соавтор Александра Сокурова. Дебютировал как сценарист фильма "Одинокий голос человека" (1978). С 1992 года ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии. Автор сценариев к 20 кинофильмам ("Молох", "Телец", "Юрьев день", "Чудо", "Фауст" и др.), к ряду ТВ-проектов ("Дело о "Мертвых душах", "Доктор Живаго", "Завещание Ленина"). Лауреат множества престижных премий, в том числе Каннского кинофестиваля, "Ника", "Триумф", "Золотой орел".

Следите за нашими новостями в удобном формате