Сидельцы без конца строчат жалобы по разным поводам

Сидельцы без конца строчат жалобы по разным поводам

Как правило, обычный обыватель, далекий от блатной романтики, сторонится газетных статей на тюремную тематику. Будучи уверенным, что его, добропорядочного гражданина, это не коснется. А потом, глядишь, его сыночка поймали на спайсах или он сам, совершая запрещенный обгон на крутом вираже, угробил трех человек. От сумы и от тюрьмы, как говорится… Сидельцев у нас тысячи. У каждого есть родня, друзья, знакомые, соседи. Вот и оказывается, что зона краями касается всех. А там, за колючкой, как правило, несладко. И хочется жаловаться на судьбу, условия содержания и т.д. Сокамерники наверняка просветят новичка.

Точно в цель!

И куда все же осужденному следует адресовать жалобу для наиболее быстрого и эффективного решения своего вопроса? Тут чаще всего осужденные допускают ошибки вследствие своей неосведомленности.
В соответствии со статьей 21 УИК РФ, статьей 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" непосредственный контроль за деятельностью исправительных учреждений осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ФСИН России) и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ГУФСИН России по Нижегородской области), почтовые реквизиты которых имеются в каждом исправительном учреждении. Именно в эти вышестоящие ведомства по отношению к администрации ИУ и следует первоначально обращаться осужденным, которые считают, что их права нарушены. Если таким образом справедливость восстановить не удается, следует уже обращаться в иные контролирующие и надзирающие органы.
- Распространенной ошибкой является направление жалобы сразу в высшие органы госвласти (президенту России, в Совет Федерации, Государственную думу, правительство РФ и т.п.). Следует понимать, что такая жалоба, скорее всего, также будет переправлена в тот орган или должностному лицу, в непосредственную компетенцию которых входит решение поставленных в ней вопросов, - поясняет Александр Сергеевич.
Одним из таких органов является прокуратура. Она осуществляет от имени РФ надзор за исполнением законов, в том числе и администрацией исправительных учреждений. Хотя в органах прокуратуры разрешаются не все жалобы, а только те из них, которые содержат сведения о нарушениях законов, действующих на территории страны. Поэтому не стоит обращаться в органы прокуратуры, например, по вопросам получения информации о правах и обязанностях осужденных, о порядке и условиях отбывания наказания. В соответствии с ч. 1 статьи 12 УИК РФ предоставлять осужденным такую информацию обязана администрация исправительного учреждения.
Так что не нужно направлять жалобу на нарушения со стороны администрации учреждения сразу в Генеральную прокуратуру РФ или в прокуратуру Нижегородской области. Это приведет лишь к затягиванию начала проверочных действий.
В Генпрокуратуру РФ надо обращаться только тогда, когда заявитель не согласен с ответом прокурора области. Иначе, если жалоба первоначально не поступала в прокуратуру области, она обязательно будет переправлена туда для проверки, а затем непосредственно в надзирающую прокуратуру либо в ГУФСИН. Это в значительной степени затянет процесс реагирования на жалобу.
Непосредственно в прокуратуру области следует писать только тогда, когда заявитель не согласен с решением нижестоящего прокурора по своей жалобе, либо при обжаловании действий ГУФСИН по Нижегородской области. Иначе заявление будет также направлено в нижестоящую прокуратуру либо в ГУФСИН для первоначальной проверки и ответа заявителю.

Анонимки - на выброс

Александр Пресняков советует при составлении жалоб соблюдать несколько простых правил.
Во-первых, жалоба обязательно должна быть подписана, в ней должны быть указаны фамилия, имя, отчество, статья, срок и местонахождение осужденного. Нелишне напомнить, что анонимные жалобы, как правило, не рассматриваются.
Во-вторых, следует четко указать, в чем конкретно выразилось нарушение закона и подробно описать обстоятельства (время, место, виновные лица и очевидцы), чтобы ускорить начало проверочных действий. Наличие в жалобе туманных намеков на якобы известные осужденному нарушения, которые он готов изложить исключительно при личной встрече с представителями компетентных органов, лишь затягивает проверку, а в большинстве случаев заканчивается "пшиком".
В-третьих, следует направлять жалобы и обращения в установленном законом порядке, то есть через администрацию учреждения. Нелегальная отправка заявлений является дисциплинарным нарушением. В случае выявления подобного факта осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
- Есть, правда, осужденные, для которых при написании жалоб законность не имеет значения, поскольку они преследуют иные цели, - замечает зампрокурора. - Для них рассылка жалоб в различные инстанции становится способом самоутверждения во время отбывания наказания. Есть также и те, кто направляет жалобы с целью противодействия администрации, надеясь добиться различных послаблений.
Напомним, "НН" рассказывали не раз о том, как развлекаются, строча бумаги, участники дерзкого побега летом прошлого года во время этапирования из Дальнего Константинова в СИЗО Вадского района. Чтобы придать себе значимости, они жалуются на то, что их не кормят во время этапирования, то на плохое качество воды в СИЗО.

Когда совсем грустно

В последнее десятилетие у заключенных появилось еще несколько "адресов надежды" - правозащитные организации. Они помогают осужденным добиться правды в органах власти.
- Жалобы от осужденных поступают, и их достаточно много, - говорит председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - В последние полгода комиссия занимается вплотную тюремной медициной. А конкретно - проблемой представления документов на освобождение по болезни осужденных из ЛИУ-3 и ЛИУ-10. Это спецучреждения для больных туберкулезом и ВИЧ.
Обращения с просьбой о помощи к нам поступают от родственников осужденных. Одним удается помочь, другим, к сожалению, нет. Иногда такие сидельцы не доживают до суда. Обращаемся с ходатайствами в суд, в том числе и по УДО в отношении таких лиц. Представляем вместе с адвокатами их интересы в суде.
Хочется сказать слова благодарности в адрес центра СПИДа, областного и автозаводского тубдиспансеров. С ними у нас установлены тесные рабочие отношения. Но для того, чтобы туда направить больного, нужно обеспечить его охрану. Между тем ФСИН этот вопрос может решать очень долго, а у ведь у таких больных счет идет на дни.
- Можно привести несколько показательных случаев из нашей практики, - присоединяется к разговору член ОНК Любовь Жукова. - Все эти осужденные содержались в ЛИУ-3 в Краснобаковском районе, они были больны и туберкулезом, и ВИЧ. Так, осенью 2013 года к нам обратилась мать жителя одного из соседних регионов, отбывавшего наказание в ЛИУ-3. Несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы добиться его освобождения еще живым. Очень долго ждали медкомиссии ФСИН. Но, в конце концов, после решения суда об освобождении мать забрала его домой.
Другой осужденный, уроженец одного из районов Нижегородской области, умер, даже не дождавшись медкомиссии. Думаю, что тут вина именно медиков ФСИН. Его довольно долго возили в тяжелом состоянии из одной больницы в другую, потому что медики ФСИН не смогли заранее договориться с гражданской больницей. Мы содействовали, чтобы этого больного приняли в гражданское медучреждение, чтобы его как-то продержать все это время.
Особенно было жалко молодого парнишку, который отбывал наказание за нетяжкое преступление и за два года буквально сгорел. Долго и упорно мы сражались за его жизнь. Договорились с нашим областным тубдиспансером. Нам удалось добиться его освобождения, после чего его тут же перевели в реанимацию тубдиспансера. Однако прожил он недолго и умер на руках матери в реанимации.
Последний случай вообще был вопиющий. Осужденного 1978 года рождения принесли на судебное заседание на носилках. Он не мог сидеть, не мог адекватно оценивать действительность. Все видели, в каком он состоянии, но прокурор просил отказать этому несчастному. И судья приняла решение в освобождении отказать. Дескать, осужденному оказывалось лечение в туберкулезной больнице колонии в полном объеме. Между тем медик ФСИН на судебном заседании объясняла, что у них нет узких специалистов, которые требуются сейчас данному больному. На следующий день после суда он умер.
Получается так, что медики ФСИН доводят до последнего. А аргументируют так. Мол, если раньше представлять документы на медкомиссию, то суд все равно откажет. А суд действительно отказывает. В большинстве случаев лишая осужденных возможности выжить. Почему-то прокуроры и судьи забывают, что смысл постановления правительства, содержащего перечень болезней, освобождающих осужденных от наказания, в том, чтобы дать им возможность выйти из колонии живыми. Вылечиться и продолжать жить.

Ольга МАКАРОВА. 

Справка "НН"

В области имеются Нижегородская и Сухобезводненская прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Почтовые реквизиты данных прокуратур также есть в каждом ИУ. Именно в эти прокуратуры осужденным необходимо обращаться с жалобами о нарушении законности администрацией исправительных учреждений. Нижегородская прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов в учреждениях СИЗО-2, 3, ИК-2, ИК-5, ИК-9, ИК-11, ИК-16, ИК-18, ИК-20, Арзамасской воспитательной колонии.
Сухобезводненская прокуратура осуществляет надзор в учреждениях ИК-1, ЛИУ-3, ИК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-8, ЛИУ-10, ИК-12, ИК-14, ИК-15. За действиями и решениями СИЗО-1 и ГУФСИН России по Нижегородской области осуществляет надзор прокуратура Нижегородской области.

Кстати

- Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам право на обращение в госорганы. Статьей 15 УИК РФ регламентируется порядок направления осужденными предложений, заявлений, ходатайств и жалоб. Вместе с тем изучение практики рассмотрения обращений осужденных показывает, что во многих случаях право на обращение реализуется неэффективно, - говорит заместитель нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях региона Александр Пресняков. - Ошибки при направлении обращений осужденными и несоблюдение установленного порядка направления жалоб осужденными нередко затягивают процесс реагирования на нарушения прав и законных интересов заявителей. В результате написание жалобы не дает ожидаемого результата, но порождает излишнюю переписку, отрывает большое количество должностных лиц от выполнения основных обязанностей.

Цифра

В 2013 году 6,9 процента жалоб, направляемых в адрес уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, касались защиты прав в местах лишения свободы.

Хоть плачь, хоть смейся

Из жалоб осужденных:
"…Отсутствовал элементарный надзор за осужденными в ШИЗО. Например, инспекторы О. и Ч., "дежуря" в ШИЗО, спят так, что от их храпа и арестанты заснуть не могут".
"…Также прошу обратить Ваше внимание на то, что в процессе была секретарь И., которая периодически ухмылялась, вставляла реплики в отношении меня, тем самым подстрекая и провоцируя помощника прокурора и суд на отказ в моем ходатайстве…"
"…Извините за почерк, после разговора с прокурором всего трясет…"
"…во дворике, который предназначен для нас, постоянно гуляет собака, и тем самым она ущемляет наши права…"

Нарочно не придумаешь

Фразы сотрудников ФСИН из материалов проверок:
"…После проведенных исследований, а также индивидуально-воспитательной работы, проведенной начальником отряда старшим лейтенантом внутренней службы Т., осужденный Х. жалобы на боли в области почек предъявлять перестал и голодовку прекратил…"
"…На данный момент у громкоговорящей связи уменьшен процент звучания децибелов…"
"…Вел себя по отношению к сотрудникам дежурной смены крайне вызывающе и агрессивно, высказывал в их адрес угрозы расправы со стороны вышестоящих инстанций…."
"…Сам стал отмахиваться, нанося ему оборонительные удары в лицо…"

Закон - что дышло

Из жалоб в Нижегородскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях:
* Осужденный О. жаловался, что с ним невежливо обращаются сотрудники колонии (ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Нижегородской области). На административной комиссии его назвали клоуном. В результате проверки начальнику указанного учреждения внесено представление об устранении нарушений закона.
* Осужденный О. понес наказание за несоблюдение формы одежды. Считая это несправедливым, он пожаловался матери, а та написала жалобу в прокуратуру. В материале проверки имеется объяснение О. от 27.03.2013, в котором он признает, что прибыл на внутренний КПП с нарушением формы одежды, а именно в костюме х/б синего цвета, но объясняет это тем, что одежда установленного образца в ИК-5 ему не выдавалась и он вынужден ходить в одежде, привезенной с собой из ИК-1 в октябре 2012 года.
Как следует из представленных администрацией ИК-5 бухгалтерских документов, О. получал костюм х/б и майку в июле 2011 года. При этом вместо предусмотренных нормой 2 маек О. получил лишь одну. При этом факт получения О. вещевого довольствия в июле 2011 года его росписью в лицевом счете не подтверждается.
Таким образом, в результате проверки доводы О. о том, что он не был обеспечен одеждой установленного образца, материалами проверки не опровергнуты.
Как следует из объяснения начальника отряда С., проводившего проверку по указанному рапорту, нагрудный знак О. не соответствовал установленному образцу, поскольку был выполнен белой краской на поле черного цвета. Вместе с тем согласно приложению 3 к ПВР ИУ нагрудный знак изготавливается из имеющегося в наличии материала любого цвета (за исключением красного). Таким образом, изложенные в постановлении сведения о несоответствии нагрудного знака требованиям ПВР ИУ не соответствуют действительности.

Меры приняты

Из обращений к уполномоченному по правам человека в Нижегородской области:
* Содержащийся под стражей обвиняемый И., бывший работник ОВД, обратился с жалобой на следователя СУ СК России по Ленинскому району. Помимо опровержения самого обвинения, заявитель указал на недопустимые методы давления на него: "Ключи от квартиры после проведения обыска в ней не вернули моим родственникам без объяснения причины, и вот уже на протяжении двух с половиной месяцев они не могут попасть в принадлежащее им жилище. На неоднократные просьбы вернуть ключи моя мать получает отказ… Давление оказывается в связи с тем, что я вину не признаю и считаю данное уголовное дело провокацией. Прошу Вас принять необходимые меры для устранения нарушения прав человека".
Уполномоченный обратился к прокурору Ленинского района с просьбой проверить данную жалобу. В ответе было сообщено, что доводы И. частично подтвердились, изъятые в ходе задержания ключи были возвращены матери обвиняемого. Прокуратурой также было внесено представление о нарушении положений УПК при проведении обыска обвиняемого: понятым было лицо противоположного пола.

Следите за нашими новостями в удобном формате