Как нижегородские сыщики отрабатывали Деда Мороза

Как нижегородские сыщики отрабатывали Деда Мороза

Оперативный дежурный Сормовского РУВД позвонил Михаилу Касторскому, который в то время работал начальником убойного отделения районного уголовного розыска, среди ночи. - Звонок тот был как нельзя некстати, - вспоминает Михаил Васильевич. - Все нормальные люди со своими семьями как раз отмечали Новый год, поздравляли детишек. Надо сказать, что в конце девяностых у сормовских оперов ни один праздник не обходился без срочных вызовов на службу. Распоясавшаяся не на шутку братва тогда устраивала криминальные разборки во всех районах Нижнего. Ну а тех, кто пал на поле брани, победители просто свозили на окраину города - в Сормово.

Залетный подранок

Поэтому ни подполковнику милиции Касторскому, ни его бравому отделению никогда толком не удавалось побыть в праздники со своими домочадцами. Приходилось всегда быть начеку и в относительной трезвости - так сказать, в полной боевой готовности к вызову.
В этот раз, когда дежурный выложил Касторскому адрес, где разыгралась драма с Дедом Морозом, он даже не удивился. Только сильно осерчал, так как офицер в особо вульгарной форме напомнил ему, что пить водку еще не время - нужно встречать наступающий год новыми трудовыми свершениями.
- Как я понимаю, ты уже и оперативную группу ко мне выслал, Михалыч? - равнодушно поинтересовался Касторский. - Но чего же только ко мне? Подымай тогда и все мое отделение.
- Тогда у меня просто что-то накипело на душе, и я подумал, что семь бед - один ответ: после обязательных мероприятий на месте преступления мы все вместе заодно и помянем Дедушку Мороза в каком-нибудь сормовском погребке, - улыбается Михаил Васильевич. - Понимаете, за годы работы в милиции поневоле становишься циником, чтобы держать свою нервную систему в порядке. Впрочем, дежурного я без всякой иронии попросил, чтобы он и всех моих коллег из отделения сразу направлял на место происшествия.
Когда, по пути забрав следователя прокуратуры и судмедэксперта, Касторский прибыл на адрес, там в полном составе было уже все его отделение. Квартира принадлежала некой Марии Роговице - даме лет под пятьдесят, на кровати которой сейчас лежал мертвый мужчина лет 35 в одежде Деда Мороза. Зашел он, как опера уже знали от соседей, не наугад, а к дочери хозяйки - 20-летней Ниночке, с которой "бородатый" познакомился буквально накануне.
Однако, как вскоре выяснилось, у семейства Роговиц была своя специально заготовленная для милиции версия. Они начали объяснять, что, дескать, уже праздновали Новый год, когда к ним ни с того ни с сего явился неизвестный мужчина в одеянии Деда Мороза. Он стал всех поздравлять с праздником. Незваному, но всегда такому желанному гостю, раз уж так все получилось, предложили поднять фужер шампанского, и тот не отказался. Все вместе выпили шампанского, но тут "дед" вдруг чего-то резко окосел, прилег на диван, захрипел и испустил дух.
Вызвали карету скорой помощи, врачи осмотрели бедолагу, однако сообщили, что погибший умер потому, что кто-то его порезал ножом.
- Он, видимо, такой уже к нам пришел, - предположила хозяйка квартиры, а дочь добавила, что обратила внимание на то, что "дед", поднимая бокал с шампанским, держался за бок и как будто очень тихо постанывал…

Оказался авторитетом

- Я забыл сказать, что прежде чем подняться в квартиру к Роговицам, мои опера обошли всех соседей и узнали от них, что убитый мужчина в одежде Деда Мороза - отнюдь не случайный гость, а приятель дочери хозяйки квартиры, - продолжает Михаил Касторский. - Когда та приводила его накануне, то сама еще не знала, что дома ее дожидается другой ухажер. Быстро раскусив, что мужчина с накладной бородой праздничного персонажа - отнюдь не сотрудник комбината бытовых услуг, а обычный хахаль, тот ухажер, что ожидал дома, выхватил нож и нанес несколько ударов, от которых "дедушка" тут же скончался. После этого убийца собрал свои манатки и скрылся в неизвестном направлении.
По словам Михаила Касторского, видя, что показания соседей и хозяев квартиры расходятся кардинально, он вместе с оперативниками попросил Марию и Нину Роговиц проследовать с ними в дежурную часть Сормовского РУВД.
- Приехали мы, а там нас всех ждали два сюрприза, - говорит подполковник Касторский. - При установлении личности Деда Мороза выяснилось, что погибший является вовсе не уроженцем сказочной Лапландии, а уголовным авторитетом с Автозавода и членом организованной преступной группы Георгием Морозовым по кличке Серый. А дама, к которой Серый клеил, была любовницей нижегородского продуктового магната Юрия Галустяна. А вскоре к доставленным примчалась группа поддержки в лице их тайного покровителя - высокопоставленного сотрудника областного главка милиции Михаила Болотникова. Сославшись на то, что сам будет заниматься данным убийством, он не дал произвести допрос доставленных и увез их в неизвестном направлении.
На следующий день Касторский отзвонился жене продуктового магната и накапал, что ее супруг скрывает от допроса свою любовницу. А руководству ГУВД он доложил, кто мешает проведению следственно-оперативных действий по раскрытию убийства. Результат не заставил себя ждать: Касторскому позвонил сам подполковник Болотников, который обязался лично доставить мать с дочерью к нему на допрос.
Свое обещание Болотников сдержал, и дамы теперь уже сами поведали под запись в протоколе, что произошло в их квартире на самом деле. Нина Роговица предоставила точный адрес своего ухажера, который расправился с Дедом Морозом. Убийцу объявили в розыск, а задержали только через три месяца на Украине. Коллеги с Незалежной сообщали нижегородцам, что на момент задержания тот бежал, будучи привязанным к роскошной иномарке, принадлежащей местному криминальному авторитету. Поэтому украинские милиционеры рекомендовали российским прислать за задержанным вооруженный конвой для этапирования его в Нижний Новгород.

На тросе за иномаркой

А еще они добавили, что привязал к своей машине нижегородца украинский авторитет за то, что тот, не успев приехать, сумел поцапаться и порезать кого-то из его корешей. Поэтому украинцы не исключали, что следом за конвоированным может отправиться группа сопровождения, чтобы добить обидчика друга криминального лидера.
- Тогда-то я понял, что пивной погребок, чтобы поднять кружки за упокой души Деда Мороза, нам с ребятами придется посещать не раньше лета, - улыбается Михаил Касторский. - Делать нечего - сели думать, каким образом нам конвоировать убийцу "седовласого". Выбрали рейсовый самолет, а туда я направил своего опера, который родом из Запорожья. И тот, забегая вперед можно сказать, блестяще справился со своим заданием.
Примечательно, что, когда криминальный авторитет тянул на тросе убийцу, тот вынужден был сознаться, что на Украину попал по поддельным документам, так как Россия объявила его в розыск. И назвал свои правильные паспортные данные, благодаря чему местные оперативники и узнали, кого наказывают уголовники у всех на виду.
Дабы не допустить расправы с ним в дороге, нижегородские сыщики договорились с украинскими, что те доставят убийцу с нашим представителем до трапа самолета у себя в аэропорту. Ну а уж в Стригино его будет встречать Касторский со своими сослуживцами.
- После посадки в Нижнем мы их встретили на машине прямо у трапа, - говорит Михаил Васильевич. - Остальных пассажиров пока не выпускали, поскольку требовалось обезвредить еще и группу криминального сопровождения с Украины. Пока были в полете, наш опер вычислил их на борту самолета и передал для проверки транспортной милиции. Смогли ли по ним наши коллеги что-то доказать или просто выдворили уголовников без всякого объяснения, я не знаю. Но в Сормовском РУВД депортированный господин дал признательные показания, а без протокола - полный расклад по тому, кто ему помогал скрываться от следствия в братской республике. Как я и догадывался, этим человеком был все тот же подполковник Болотников. Впоследствии я доложил об этом разговоре следователю прокуратуры, а тот, судя по всему, компетентным органам. Так как еще через несколько лет подполковник Болотников был осужден Нижегородским областным судом за создание организованной преступной группы и приговорен к 7 годам колонии строгого режима.
Остается добавить, что убийца Деда Мороза, который в юности был приличным юношей и даже окончил Суворовское училище, в исправительной колонии, где он отбывал наказание, связался с уголовниками. Поэтому, когда он освободился, стал изготовителем для бандитов взрывчатых веществ и однажды горько поплатился за это свой жизнью. При изготовлении очередной "адской машинки" произошел такой хлопок, что взрывная волна уронила в его квартире стену залы. Выжить при таких обстоятельствах ему не представлялось возможным.

(Некоторые имена изменены по этическим соображениям).
Константин ШИШАРИН. 

Следите за нашими новостями в удобном формате