"Мистер Икс" нашел свое место на нижегородской сцене

"Мистер Икс" нашел свое место на нижегородской сцене

Пожалуй, ни одна оперетта Кальмана не подвергалась столь радикальной переработке, и это неудивительно. Если бы "Принцесса цирка" шла в неизменном варианте 1925 года, особенно на российской сцене, она смотрелась бы похлеще самого отчаянного комедийного шоу - столько там было нелепостей и "развесистой клюквы".
Гениальная музыка неизменно восхищает меломанов всего мира, и во многом именно благодаря ее обаянию (и неожиданно отличному - мягкому и стройному, истинно "опереточному" звучанию оркестра под управлением Романа Демидова) сыроватый предпремьерный показ выглядел вполне приятно.
Артисты играют по-разному, но в целом убедительно. Правда, рядом с обворожительной Теодорой Вердье (Надежда Маслова) Мистер Икс (Владимир Боровиков), чаще играющий отрицательных персонажей, смотрится излишне зажатым. Освежает действие отвязный комический дуэт Тони (Алексей Чистяков) и Мари (чудесная дебютантка Мария Кузьмина), прекрасен подлый корыстный Пуассон (Николай Печенкин), крепко держит мизансцены его самодовольный хозяин (Александр Сильчук), ну а насчет грозной мадам Каролины (Екатерина Ефремова) можно лишь сожалеть, что она выходит на сцену так мало. И очень хороши циркачи - кстати, в исполнении балетной труппы оперного театра.
Накануне спектакля корреспонденту "НН" уделил несколько минут режиссер-постановщик спектакля - главный режиссер театра, исполнитель партии героя в маске, заслуженный артист России Дмитрий Суханов.
- Дмитрий Александрович, Мистер Икс - роль, о которой многие грезят. Вы, наверное, тоже давно о ней мечтали?
- Я мечтал не о роли, а об этом спектакле вообще, причем в репертуаре нашего театра. Сначала, пять лет назад, я поставил его в цирке как "Принцессу цирка", а сейчас состоялась премьера под названием "Мистер Икс" - чуть иные акценты притягивают события к главной фигуре.
- Насколько образ таинственного и благородного Мистера Икса, любимца женщин, соответствует вам в обычной жизни?
- То, что я не таинственный - это точно, наоборот, порой бываю чересчур открытым, доверчивым. Что до благородства… В жизни руководствуюсь старым купеческим принципом "договор дороже денег". Был период, когда я возглавлял фирму, и если уж мы ударяли по рукам, считал, что просто обязан выполнять все обязательства… Я делал Мистера Икса прежде всего благородным, сильным персонажем. Он и очень талантливый, и очень смелый, рисковый даже человек, которому необходимо регулярно получать мощные дозы адреналина. Безусловно, он нуждался в деньгах, и все же в зрелом возрасте стать артистом цирка - это серьезный шаг.
- Известен блестящий Мистер Икс в трактовке Георга Отса. Давит ли авторитет Отса на последующих исполнителей?
- Не давит, а помогает. На мой взгляд, его Мистер Икс - эталонный, к которому мы обязаны стремиться. Впрочем, рядом с ним в моей иерархии предпочтений стоит исполнение Герарда Васильева, причем я видел его "живьем".

Мария ФЕДОТОВА.

Тем временем

На сцене Нижегородской оперы начинаются праздничные вечера и спектакли в преддверии Нового года и Рождества.
Среди них, разумеется, самый новогодний балет - "Щелкунчик" с музыкой Петра Чайковского. Маша вновь спасет Щелкунчика, а тот победит Мышиного Короля и разрушит злое заклятье. Эти спектакли пройдут 21, 28 и 30 декабря, а в новом году - 3, 5 и 8 января.
Вечером 24 и 25 декабря театр приглашает на концертные программы из песен советских композиторов. В четверг нижегородцев ожидает "В городском саду играет…" - калейдоскоп романтичных мелодий Микаэла Таривердиева и зажигательных шлягеров Арно Бабаджаняна, а 25 декабря - встреча с оптимистической музыкой Исаака Дунаевского.
27 декабря труппа театра сыграет для зрителей премьеру уходящего года - оперетту Имре Кальмана "Мистер Икс".
Не будет скучно и в дни новогодних каникул. Помимо уже упомянутого "Щелкунчика" 4 января на оперной сцене дадут зажигательный и уморительный одновременно спектакль Канчели "Ханума".

Мария ПАНТЕЛЕЕВА.