Напрягут уже с 4-го класса?

У учеников решили выработать постоянную готовность к проверке знаний

Неоднозначное отношение к тестированию школьников, пришедшему на смену привычным для старшего поколения экзаменам, нисколько не смущает чиновников от образования. Теперь и четвероклассников в следующем учебном году ждут Всероссийские проверочные испытания, которые могут стать для них своеобразным ЕГЭ. Об этом сообщил министр образования РФ Дмитрий Ливанов.

  • По единым правилам

По словам министра, такие работы станут одной из новых форм оценки качества образования и будут проводиться по единым материалам и методике по русскому языку, математике и окружающему миру.
Этим заявлением он немало озадачил преподавателей. В начальной школе дети учатся по разным программам. И так называемые "срезовые" итоговые контрольные в каждом учебном заведении свои. Как рассказала учитель начальных классов Екатерина Киселева, последние пять лет в их школе № 19 областного центра по окончании начального звена четвероклассники пишут комплексную контрольную, которая включает в себя работу с текстом. Его нужно прочитать и ответить на вопросы, которые позволяют оценить знание учеником русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Такая комплексная работа оценивается не привычными отметками, а в баллах. Из-за этого детям и родителям обычно непонятно, насколько хорошо или плохо выполнена работа.
Обычная школьная оценка определяет, насколько хорошо или плохо ребенок освоил тот или иной предмет. Цель же комплексной контрольной - выявить навыки и умения, полученные в начальной школе, которые впоследствии ребенок может применять вне зависимости от предмета.
- Эта работа нестандартная, и детей к ней приходится специально готовить. Но если несколько раз потренироваться, то ребята с ней хорошо справляются. В отличие от ЕГЭ, к такой работе нельзя натаскать. Сложность для учителя только в том, что трудно подбирать тексты для тренировок. Нужно, чтобы это был отрывок научно-познавательного содержания, но понятный детям, чтобы там были цифры (для числовых заданий), и еще он должен быть связан с природой, - говорит Екатерина Анатольевна.

  • Чтобы закалить характер

На комплексную работу в 4-м классе отводится несколько уроков, и ее можно проводить в течение нескольких дней в рекомендованные сроки. Это удобно учителю, так как проверку знаний, если дети психологически не готовы или излишне возбуждены, можно отложить, скажем, на день, на два. Если же Всероссийская единая проверка будет представлять собой советский вариант единых министерских контрольных, то все четвероклассники будут ее писать в одно время.
По сути дела проведением регулярных контрольных преследуется цель выработать в ребенке постоянную готовность к проверке знаний, снизить стрессовую нагрузку при сдаче единого государственного экзамена. Хотя идея закалить характер детей, чтобы ЕГЭ перестал быть стрессом, не менее спорная, так как здоровье и особенно состояние нервной системы современных учеников оставляет желать лучшего, о чем бьют тревогу медики.
- Для нас самое важное - это выстроить единую систему оценки качества образования с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ, - подчеркивает Дмитрий Ливанов.
Об индивидуальном подходе в образовании уже, похоже, предпочитают не говорить. И это у многих опытных педагогов вызывает сожаление.
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА. Коллаж Дмитрия АНДРЕЕВА.

  • Комментарий

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела образования Нижегородской области
- Внимание к оценке знаний в четвертом классе связано с тем, что были внедрены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и состоялся первый выпуск детей, полностью отучившихся по этим стандартам. В связи с этим и министерству образования РФ, и министерству образования Нижегородской области важно понять их практическое значение, чему за четыре года школы сумели научить ребят.

  • Любопытно

Этой весной проводилось национальное исследование качества образования (НИКО) в 4-х классах. Работы по русскому, математике и окружающему миру писали 70 тысяч четвероклассников из полутора тысяч школ 80 регионов страны. Цель исследования была в том, чтобы выявить реальный уровень подготовки учащихся и найти проблемные предметы или отдельные темы, плохо усвоенные школьниками.

Следите за нашими новостями в удобном формате