XXIX Всероссийский Пушкинский фестиваль «Болдинская осень»

XXIX Всероссийский Пушкинский фестиваль «Болдинская осень»

В Нижнем Новгороде отметили 30 лет очевидного и спорного

«Болдинская осень» в Нижегородском оперном театре подарила меломанам множество незабываемых встреч с прекрасным. Впрочем, одно исключительно важное событие состоялось в рамках фестиваля отнюдь не на сцене.

К рукописям - с бережностью

21 ноября состоялась научно-практическая конференция, собравшая выдающихся участников и посвященная деятельности выдающегося советского и российского оперного режиссера, педагога, народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, четырех Сталинских и двух Государственных премий России Бориса Александровича Покровского, который первые творческие шаги сделал в нашем театре.

Центральным событием конференции стала презентация уникального издания - последней книги Бориса Покровского «Очевидное и спорное. Проблемы режиссуры в музыкальном театре».

Удивительную судьбу этой книги рассказали музыкальный и театральный критик Елизавета Николаевна Дюкина, которая записывала эту книгу под диктовку Бориса Александровича, а потом долгие годы хранила ее; музыкальный критик и литературовед Маргарита Ашировна Каминская, почувствовавшая величайшую ценность этой книги и сделавшая все, чтобы она была издана; Ольга Ивановна Наумова, главный редактор издательства «Кварц», бережно принявшая эту книгу к изданию и выпустившая ее. Особые слова благодарности прозвучали в адрес нижегородского оперного театра и его директора Анны Дмитриевны Ермаковой, которая единственная из всех руководителей российских театров нашла возможность донести эту необыкновенную книгу до издателей и, в итоге, читателей.

Путь от рукописи до бумажного издания был извилист и тернист.

- Мы тесно сотрудничали с Борисом Александровичем в течение многих лет, - рассказывает музыкальный критик Елизавета Дюкина. - Я вела его режиссерские лаборатории, проводила творческие встречи и обсуждения. За это время я предложила ему написать две книги. Первая, «Беседы об опере для молодежи» вышла в 1981 году, вторая – «Ступени профессии» - в 1984-м. А потом Борис Александрович сам сказал, что хочет сделать книгу по проблемам режиссуры музыкального театра – итоговый труд, где говорилось бы о режиссерах и дирижерах, о хоре, оркестре, солистах, о зрителях – словом, обо всем. Мы подали заявку в очень уважаемое издательство, составили подробный план книги, и с нами заключили договор. Книга родилась очень быстро, но, несмотря на большое количество прекрасных отзывов, издатель был чем-то недоволен. Нам пришлось забрать книгу, и мы пытались устроить ее дальнейшую судьбу. Но время-то было перестроечное! Никому до музыкальной режиссуры не было дела.

И книга увидела свет

- Затем из Киева приехал известный балетный критик Станишевский, заинтересовался, и книга была отправлена в киевское издательство, – продолжает Елизавета Николаевна. - Процесс шел очень активно, и мы уже договаривались с Большим театром насчет фото… Но распался Советский Союз. Мы спрашиваем, что с книгой, и в ответ получаем: «Какая там книга! У нас сейчас такое творится…». А в издательстве добавляют, что «этих москалей» печатать не будут. Да и в России в 90-е с изданием книг о музыкальном театре было, мягко говоря, напряженно.

Когда Борис Александрович все это узнал, он сказал: «Ну, довольно. С этой книгой мне не повезло, и больше я о ней даже слышать не хочу, поскольку издавать ее никто не желает».

Прошли годы. Было много дел и работы, я пережила несколько переездов, но, слава Богу, ничего не выкинула: книга – объемистая пачка машинописных страниц - лежала в коробке и перемещалась со мной с квартиры на квартиру. Признаться, я о ней забыла. И вот, к столетию Бориса Александровича, когда возникла идея что-нибудь издать, меня озарило. Я извлекла книгу на свет, стала показывать – и ее прочла Маргарита Ашировна Каминская, работавшая в Камерном театре. Она сказала, что это гениально, современно, и что обязательно надо издавать. Но сейчас ни одно издательство не берет книгу, если ты не приведешь спонсора. Деньги искались долго. Нас то поддерживали, то «забывали», кому только мы не предлагали этот проект! Но издал книгу только Нижний Новгород.

«Когда мне в руки попала эта книга - в виде рукописи, конечно, - я была потрясена содержанием, а еще больше – тем, что эта книга до сих пор не издана и не является учебником всех режиссеров музыкального театра. И я, конечно, стала искать возможности для того, чтобы эта книга увидела свет. Это было три года назад», - вспоминает Анна Дмитриевна.

И вот книга – объемистый том шоколадного цвета, написанный невероятно просто, мудро и вместе с тем увлекательно – наконец дошла до читателей.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате