"Особые объекты" по-прежнему хранят секреты

"Особые объекты" по-прежнему хранят секреты

Накануне и в годы Великой Отечественной войны в крупнейших городах страны было построено немало убежищ, возведенных для укрытия от налетов вражеской авиации. Они предназначались для населения, партийно-советского и военного руководства. Были сооружены подобные объекты и в городе Горьком. К примеру, штольни Окского откоса в районе современного парка "Швейцария". Но самым загадочным был объект на Верхневолжской набережной, о котором до сей поры ходило немало слухов.

Бункер под прикрытием

В нынешнем году городские легенды обрели наконец научную почву. Общественно-политический архив Нижегородской области рассекретил новую партию документов времен Великой Отечественной. Среди них оказалось и письмо Лаврентия Берии о необходимости решить дальнейшую судьбу "убежищ штоленного типа" в недрах Волжского откоса. Многие ученые склонны полагать, что речь идет о так называемом бункере Сталина.
- В 70-х годах в горьковских областных газетах появились первые статьи о том, что во время Великой Отечественной войны в толще Волжского откоса проводились какие-то масштабные работы. Впервые о бункере Сталина мне спустя много лет рассказал директор Центрального архива Нижегородской области Виктор Харламов. Но документальных подтверждений этому по-прежнему не было, - поведал корреспонденту "НН" автор научных статей по истории этого секретного объекта Андрей Ефимкин, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита института экономики и предпринимательства ННГУ им. Лобачевского.
Доказательства всплыли лишь в конце 1990-х, когда начали появляться первые рассекреченные документы. Так, в фондах Российского государственного архива социально-политической истории хранится постановление Государственного комитета обороны от 22 ноября 1941 года "О строительстве специальных убежищ в городах Саратове, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Сталинграде". Там говорится, что руководство строительством поручается НКВД СССР, а непосредственное выполнение - Метрострою. Наблюдение же за выполнением настоящего постановления возлагается на члена ГКО товарища Берию. Документ подписан лично Сталиным.
А уже в сентябре 1942 года в Горьком на очередном заседании городского комитета обороны слушался вопрос о приемке "особого объекта № 74".
Этот бункер начали строить в конце 1941 года. Для этих целей чекисты облюбовали Волжский откос под набережной имени Жданова. Сегодня здесь находятся Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория", Государственный художественный музей. А осенью 1941 года эти учреждения были поспешно эвакуированы.

Жильцов - в шею

В конце октября 41-го был создан Горьковский городской комитет обороны (ГГКО). Одним из первых его решений стало указание о срочной эвакуации музеев в северные районы области. На освобождение занимаемых помещений музейщикам давалась всего неделя. Горисполком же обязали в двухдневный срок освободить и передать в распоряжение НКВД целый ряд зданий на набережной.
- Постановление ГГКО о выделении строительству специального объекта № 74 НКВД зданий на набережной имени Жданова было выполнено по-военному беспрекословно, точно и в срок. Протесты выселяемых граждан и учреждений во внимание не принимались, - продолжает Андрей Петрович. - К примеру, 6 ноября директор электротехнического техникума получил предписание освободить занимаемое здание и находившееся рядом общежитие. На выселение отводилось два дня. К 9 ноября наиболее ценное оборудование вывезли, а вся оставшаяся утварь была свалена во дворе, под открытым небом. Столь же решительно были выселены из своих зданий и оба музея.
После того как учреждения и жильцы съехали, строители приступили к проектированию и строительству секретного объекта. Подземная часть спецобъекта № 74 состояла из двух защищенных командных пунктов. В "Сводке показателей по спецсооружению НКВД СССР в городе Горьком" значились семь рабочих кабинетов общей площадью 303 "квадрата", семь штолен, два санузла, фильтровентиляционная камера, пожарный и хозяйственный водоотвод, канализация, электропитание, в том числе и резервное.
- Для отделки интерьеров наземной части секретного объекта № 74 был срочно вызван драпировщик Горьковского театра оперы и балета Лебедев, - отмечает Андрей Ефимкин. - С местных заводов чекисты мобилизовали столяров-краснодеревщиков. Они реставрировали остававшуюся в зданиях бывших музеев старинную мебель. Очевидцы вспоминают, что это укрытие было шедевром не только в инженерном смысле, но и в плане маскировки. А на десятки метров вверх-вниз работал подъемник-лифт, в котором вполне умещался автомобиль. А в случае опасности обитатели бункера могли беспрепятственно спуститься к Волге и продолжить свой путь по воде.
Когда же наконец в сентябре 1942 года объект был сдан в эксплуатацию, стремительное наступление немцев было остановлено, и Сталин не стал покидать Москву.

Вода размыла репутацию

Из здания, в котором размещался техникум, военные выехали лишь в ноябре 1943 года. А в объяснительной записке за тот же год директор сообщал, что здание ему возвращено в бездействующем состоянии: канализация и санузлы не работают, помещение столовой разрушено, центральная отопительная система заморожена. Похожие трудности возникли и у возвратившегося из эвакуации коллектива историко-краеведческого музея: при проверке системы отопления обнаружена недостача шести батарей, а из-за текущей крыши испорчены стены и потолки.
Как бы то ни было, учреждения вернулись в свои здания на набережной. Однако появилась новая напасть: летом 1943 года на Волжском откосе произошло несколько оползней. И очередной такой оползень мог уничтожить всю набережную вместе с историческими зданиями... Именно тогда, в июне 1945 года, Михаил Родионов написал письмо Берии с просьбой решить дальнейшую судьбу объекта.
- Перед тем как направить это письмо, были получены заключения экспертов. К письму приложены два акта комиссионных обследований убежища штоленного типа - в декабре 1944 года и мае 1945-го, - рассказывает Марина Марченко, заместитель директора общественно-политического архива Нижегородской области. - Специалисты отмечают, что деревянные несущие конструкции объектов находятся в аварийном состоянии. Чтобы не произошло разрушения, в штольнях ставились дополнительные опоры. Однако количество выходящих из строя несущих элементов с каждым днем увеличивалось.
Вывод таков: строительство сооружений нарушило нормальное движение грунтовых вод. Кроме того, из штолен было вынуто 8 тысяч кубометров грунта. Поэтому произошло отягощение нижней части площадки откоса и нарушение статического равновесия. А оползни, которые возобновились весной 1943 - 1944 годов, наносили урон не только самим сооружениям, но и зданиям над откосом.
- Представьте, война только закончилась, нужно восстанавливать разрушенные предприятия и дома. Неудивительно, что вопрос решился в пользу ликвидации убежища, - отмечает Марина Марченко.
11 июля 1945 года заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-лейтенант Сафразьян издал секретный приказ о ликвидации объектов "путем забутовки штолен" к 1 октября 1945 года. Так спецобъект № 74 стал достоянием истории.
- Архивным документам вполне можно доверять. Другой вопрос: что мы можем с достоверностью установить? - поделился с "НН" Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ. - Конечно, стратегическое планирование предусматривало самые неблагоприятные варианты развития событий в начальный период войны. Эвакуация шла полным ходом, в том числе и в Горький. И все же странно, почему при таком масштабе работ объект получился, так сказать, слабоватым? Что тоже возможно, это вообще ложный объект, а цель была создать видимость строительства "бункера Сталина", предотвратить возможный теракт или затруднить сбор информации о главе государства?
Словом, и сейчас, по прошествии десятилетий, вопросов, увы, больше, чем ответов. А рассекреченный объект продолжает хранить свои секреты. Даже если когда-нибудь там и будут проведены раскопки, что там найдут? Лишь сгусток бутового камня…

Ольга АБРАМОВА. Фото автора. 

Кстати

В центре Самары по сей день функционирует один из построенных в начале войны "бункеров Сталина". Это обиходное наименование оборонительного сооружения, созданного в свое время в городе Куйбышеве, - резервной ставки Верховного главнокомандующего. По лестницам и коридорам убежища можно пройтись, правда, только в составе организованной группы и по предварительной записи. Построен бункер в 1942 году на глубине 37 метров (для сравнения: глубина главного убежища Гитлера - 16 метров). В случае необходимости здесь могло бы разместиться до 600 человек.

Следите за нашими новостями в удобном формате