Разговор с президентом глазами нижегородского журналиста

Разговор с президентом глазами нижегородского журналиста

Зал утонул в плакатах
Журналисты так пытались привлечь внимание президента

Итоговая пресс-конференция президента России Владимира Путина, на которой он обстоятельно рассказал о внутренней и внешней политике государства, о проблемах в различных сферах нашей жизни, подробно освещалась в средствах массовой информации. Поэтому мы решили рассказать о том, что окружало это мероприятие, в каких условиях оно проходило.

Ступени контроля

Сообщение о том, что пресс-конференция президента переносится с 22 декабря на 23-е нас, не считая некоторого удорожания билетов, особо не потревожило, так как живем в 400 километрах от Москвы. А вот журналисты из отдаленных регионов напряглись, поскольку проблем с билетами и жильем испытали куда больше.
Ажиотаж начал ощущаться уже в столичном метро. Все эскалаторы с обеих сторон были обложены рамками металлодетекторов, возле каждой из которых стоял суровый сотрудник. На выходах со станции "Выставочная" висели указатели, направляющие акул пера к специальным автобусам, на которых их доставляли до Центра международной торговли, где происходило само событие.
Разумеется, требования безопасности были повышенные. Всего журналистов ожидало четыре ступени контроля. Первая - на входе в подъезд, в котором раздавали аккредитацию. Там процедура досмотра была стандартной - вынуть все железное из карманов, положить сумку на сканер, пройти через рамку… После получения аккредитации вторая ступень контроля ожидала нас уже на улице. Заключалась она примерно в том же самом. Более детально журналистов "прощупывали" на входе в Конгресс-центр. Там орудовали люди в белых перчатках. И все бы ничего, вот только уже сидя в зале, во время пресс-конференции, автор этих строк вспомнил, что забыл выложить из кошелька маленький раскладной ножик, который так и остался лежать там.
В холле была тьма народа. Вот китайские журналисты общаются между собой. Вот сотрудник одной известной американской телекомпании записывает подводку к сюжету. Между ними бегал тучный мужчина из ярославской газеты. В одной руке он держал плакат "Спасем Волгу", а другой буквально всучивал всем пришедшим свою газету.
Вообще, трендом нынешнего года были плакаты, которыми журналисты привлекали внимание президента. Порой их обилие напоминало не ожидание официального мероприятия, а конкурс народного (или международного) творчества. Банальные белые квадраты, на которых черной краской была изложена суть вопроса, ушли на второй план, а их место заняли креативные идеи. Одна девушка нарисовала на плакате портреты Путина, Трампа и Ангелы Меркель. Причем на вопрос о том, почему политики не похожи на себя в реальной жизни, она ответила просто: "Я - художник! Я так вижу". Другая вырезала из картона супермена и приклеила ему на физиономию фото президента. Еще один коллега написал простой черной краской на огромном белом ватмане "Дай мне!".
Особый интерес снимающей прессы вызвал весьма любопытный персонаж, представляющийся главным редактором какой-то питерской газеты. Он призывал президента и губернатора Иркутской области ввести сухой закон и встретить Новый год уже без алкоголя. Порой мужчина явно переигрывал, создавая впечатление того, что это банальный актер, призванный немного оживить обстановку перед пресс-конференцией. И все бы ничего, если бы этот персонаж сам не был бы похож на употребляющего гражданина.

Призвал к скромности

Чем ближе к часу начала мероприятия, тем больше журналистов скапливалось у входа в зал, где их ждала четвертая ступень контроля. Толпа настолько желала скорее попасть в зал и занять более "козырные" места, что напирала на двери и сотрудников ФСО, которые охрипли, призывая журналистов сделать два шага назад. В этой толпе смешались все. Вот Дмитрий Киселев, известный ведущий федерального канала, вскрикнул после того, как кто-то наступил ему на ногу. Прямо за ним расположилась Тутта Ларсен, кумир молодежи 90-х годов, а чуть левее, на общих основаниях, в зал пытался попасть мужчина, задавший в прошлом году небезызвестный вопрос про "вятский квас".
Еще минут 40 давки, и, о, чудо, мы попали в зал! Но сразу же постигло разочарование - на первых рядах центрального сектора лежали таблички с надписью "Резерв". По счастливому совпадению именно с этих "резервных" мест последовало 80 процентов вопросов.
Но все же мне удалось занять место относительно недалеко от президента и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Владимир Владимирович зашел в зал со словами: "Мы посовещались с моим помощником и решили, что в этом году я не буду говорить вступительное слово. Давайте сразу к вопросам!" Взгляд Пескова "пошел" по залу, и вслед за ним в воздух вскинулись многочисленные плакаты. Кто-то даже встал на стул. Вопросы в своем подавляющем большинстве задавали журналисты из кремлевского пула и представители федеральных СМИ. Почти никому из регионов не удалось задать вопрос, хотя были и исключения. Так, например, прозвучали вопросы про поддержку сельского хозяйства, субсидии предпринимателям и пара других.
Не сказать, что сама пресс-конференция была "огненной". Президент во время нее пошутил лишь один раз, когда, отвечая на вопрос американского журналиста относительно выборов главы государства уже в следующем году, он спросил: "Про какую страну вы говорите?" - чем вызвал смех в зале. Но потом Владимир Владимирович был более серьезен, сказав, что выборы президента России в следующем году возможны, но нецелесообразны.
Самый острый вопрос прозвучал от журналистки из Северной столицы, которая спросила главу государства, как он относится к не совсем скромной жизни своих подчиненных, выстраивающих себе дворцы, и про то, что в регионах зачастую его поручения не выполняются. Владимир Владимирович ответил, что им надо быть скромнее. Чем ближе к финалу подходило мероприятие, тем больше журналисты, страждущие задать вопрос, уже не просто размахивали плакатами и вставали на стулья, но и перекрикивали друг друга, как первоклассники.
Всего мероприятие длилось почти четыре часа, что стало рекордом. Собственно, количество журналистов тоже было рекордным - их приехало более полутора тысяч.
Я, конечно, пожалел, что не сумел задать свой вопрос президенту, как, впрочем, и все остальные нижегородские журналисты. Осталось дождаться следующую пресс-конференцию, чтобы вновь попытать свое счастье.

Рафаэль МОРАЛЕС. Фото президент.рф.

Следите за нашими новостями в удобном формате