Лекарства решили защитить от подделок

Лекарства решили защитить от подделок

Многие пилюли и прочие медицинские снадобья, продаваемые в аптеках, - откровенный контрафакт. Бороться с ним решили на самом высоком уровне: маркировать упаковки лекарственных средств начинают двухмерным штриховым кодом. Правда, пока в качестве пилотного проекта. И наш регион вошел в число шести субъектов РФ, в которых будет обкатываться новшество.

Выбрали в "пилоты"

В Минздраве считают, что этот шаг поможет обеспечить легальный оборот препаратов и даст возможность покупателям быстро проверить лекарства на подлинность с помощью специального устройства, установленного в аптеках, или даже смартфона. Штрихкод будет содержать информацию о том, где произведено снадобье. Его отсутствие или попытка подделки будут указывать на явный фальсификат. 
Пилотный проект по маркировке стартовал с начала нынешнего года. А с 2018 года маркировать свою продукцию обяжут всех производителей лекарственных средств. Пробный же этап предполагает, что метки появятся более чем на 60 наименованиях лекарств. В нем будут участвовать 23 производителя препаратов, четыре фармацевтических дистрибьютора, 30 организаций здравоохранения и более 240 аптек. 
Изначально для маркировки предполагали использовать RFID-метки (Radio Frequency Identification), которые основаны на использовании радиочастотной идентификации. Информация в таком случае снималась бы с изделия с помощью радиосигналов. Позднее глава Росздравнадзора Михаил Мурашко заявил, что от этого варианта решено отказаться и для маркировки будут использоваться двухмерные штриховые коды (QR-код).

Был бы эффект

Отечественные аптечные сети от новации, мягко говоря, не в восторге, так как здесь предвидят неизбежное повышение цен, хотя и соглашаются с тем, что контроль за качеством лекарственных препаратов необходимо ужесточать.
- Мы оцениваем возможное увеличение цен на лекарства в связи с введением маркировок на 10 - 15 процентов, - отмечала исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. 
Но больше всего оптовые поставщики опасаются того, что некоторые лекарства вообще могут исчезнуть с рынка и в том числе из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), прежде всего недорогие, производство которых вовсе окажется нерентабельным. 
Некоторые из экспертов сомневаются, что к установленному сроку производители успеют наладить процесс маркировки в предполагаемые сроки и получить новые регистрационные удостоверения на препараты, так как при наличии кода на упаковке этой процедуры не избежать изменений. А длится она до 90 дней. 
- Для того чтобы маркировать лекарства, нужны либо сами марки, либо оборудование, которое будет маркировать непосредственно на линии (во время производства препаратов), - говорит генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. - И то и другое стоит денег. Аппарат для маркировки на линии стоит 350 тысяч евро. Соответственно, эти затраты будут компенсироваться ценами на лекарства. В среднем удорожание может составить до двух рублей на одно наименование. Если препарат стоит 10 рублей, то такое повышение будет существенным. 
Однако Минфин РФ готов взять на себя часть затрат по реализации проекта и выделить на эти цели почти 9 миллиардов рублей. Хотя здесь и серьезно сомневаются, насколько маркировка поможет в борьбе с нелегальным оборотом и фальсификацией лекарственных препаратов. 
Для некоторых экспертов также неясно, каким образом будет осуществляться маркировка лекарственных препаратов зарубежного производства, а также поступающих из стран - членов Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Непонятно, как будут маркироваться микстуры, изготавливаемые в самих аптеках.

Расходы только на пользу...

Что касается маркировки импортных лекарств, то проблем с этим быть не может. Существующая директива Евросоюза предполагает, что до 1 января 2018 года все препараты, которые оборачиваются на его рынке, должны быть промаркированы, и именно QR-кодами. 
Как "НН" прокомментировали инициативу с маркировкой лекарств в региональном минздраве, этот проект утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. И с поступлением необходимых документов в Нижегородской области начнется работа по его реализации. Готовятся к маркировке лекарственных средств и в ведущей фармацевтической компании - АО "Нижфарм", где, кстати, не склонны драматизировать ситуацию. 
- В Нижегородской области в 2017 году участвовать в пилотном проекте будет лишь часть аптек, а маркироваться будет небольшое количество лекарственных средств, - комментирует Иван Глушков, директор департамента внешних связей АО "Нижфарм". - Наша компания "пометит" три препарата - амлотоп (5 и 10 мг) и кардионат. Маркировка для производителей - это, конечно, дополнительные расходы. Однако они относительно невелики. А преимуществ она даст много. Во-первых, оснащение штрихкодами сделает рынок более прозрачным. Во-вторых, даст возможность увеличить оборачиваемость лекарственных препаратов. Другими словами, маркировка - инструмент оптимизации оборотного капитала фармацевтической отрасли. Отмечу и то, что на цены в аптеках гораздо больше влияют другие факторы, в частности инфляция. Расходы на маркировку добавят к себестоимости 20 - 30 копеек на упаковку. Это очень немного. И еще, цена в аптеке только косвенно связана с расходами производителей. Расходы на маркировку для производителей - инвестиции, которые окупятся быстро и минимально повлияют на изменение цен.

Арина ОГУРЦОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате