Турбулентность далеко не всегда становится причиной авиакатастроф

Турбулентность далеко не всегда становится причиной авиакатастроф

В яму средь облаков

По информации "Аэрофлота", 1 мая самолет, выполнявший рейс SU 270 Москва - Бангкок, попал в так называемую турбулентность ясного неба (предсказать ее появление приборы на борту самолета просто не могут). В результате происшествия пострадали 27 человек: трое подданных Таиланда и 24 россиянина. Пятнадцать граждан РФ остаются в одной из больниц в Бангкоке. Медики диагностировали у пострадавших переломы различной степени тяжести. Насколько же опасна турбулентность и к каким последствиям может привести неожиданный провал в воздухе?

Следствие или причина?

Авиационных происшествий вследствие турбулентности довольно много. Вот некоторые из них.

Алма-Ата, 1980 год. Авиалайнер Ту-154Б-2 компании "Аэрофлот" выполнял рейс по маршруту Алма-Ата - Ростов-на-Дону - Симферополь. Через 1 минуту и 40 секунд после вылета он рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все 156 пассажиров и 10 членов экипажа. Как выяснилось позже, самолет провалился в воздушную яму.

Балад (Сомали), 1981 год. При пролете через грозовой фронт самолет Fokker F27-600RF авиакомпании Somali Airlines попал в зону мощной турбулентности с сильными вертикальными порывами и рухнул на землю. Погибли 50 человек.

Гавана, 1989 год. Ил-62 выполнял чартерный рейс по маршруту Гавана - Кёльн - Милан. Командир экипажа недооценил опасность плохих погодных условий и, попав в опасную зону, принял ошибочные действия по управлению…

Во всех этих случаях турбулентность была лишь следствием, а причиной аварий стали неправильные действия экипажей. В произошедшем же 1 мая случае с авиалайнером "Аэрофлота" действия летчиков помогли избежать катастрофических последствий.

Тем не менее турбулентности боятся большинство пассажиров авиалайнеров. Сложно сохранять хладнокровие, когда самолет прыгает то вверх, то вниз, тревожно размахивая крыльями.

Бояться не стоит

Несмотря на грозную репутацию, сама турбулентность редко приводит к катастрофам. По сути, болтанка для самолета то же самое, что кочки на дороге для машины. Самолет трясет из-за разницы в температуре восходящих и нисходящих потоков воздуха.

Так называемая турбулентность ясного неба, которая часто возникает во время полета на высоте 5 - 6 километров, опасна как раз своей непредсказуемостью. У экипажа практически не остается времени предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места. Показательно то, что большинство происшествий случается как раз во время турбулентности в ясном небе (около 750 случаев в год).

Возможно, новому поколению самолетов удастся полностью избежать этой напасти. Инженеры Германского центра авиации и космонавтики проводят испытания ультрафиолетовых лазеров, которые смогут мгновенно анализировать данные об отраженных молекулах кислорода и азота и заранее определять зоны, в частности турбулентности ясного неба.

По материалам СМИ.

 


Следите за нашими новостями в удобном формате