Установка счетчиков в квартирах стала доходным бизнесом

Установка счетчиков в квартирах стала доходным бизнесом

Оприборивание как обирание

Вроде бы все ясно - если считать потребление энергии, газа, воды, то можно быть экономнее и не переплачивать. На деле еще не понятно, кто кому завидует, - те, кто послушался и  поставил  новенький счетчик на старую трубу до 1 июля 2016 года, или те, кто это сделать  поленился…

На откуп населению

Два одинаковых дома стоят рядом. В одном за общедомовые нужды по общим счетчикам платят копейки, во втором - сотни рублей… А вот  богатый сосед купил красивый английский счетчик на воду. Оказалось, не подходит он к нашим трубам и даже к нашей воде! Не так передает! А еще есть страны, где метрические системы другие.

Еще пример. Семья купила счетчик на газ,   вызвали мастеров из газовой службы,  поставили, включили, попрощались. Через месяц прибор остановился как вкопанный, но обслуживание счетчиков не предусмотрено. Сообщение газовики приняли,  поверять счетчик не торопятся и считают потребление по тарифу, который все выше и выше...

Радуйтесь, что не вышло, как на Бекетова. Пришли по вызову мужики (объявление на подъезде висело), врубили в трубу счетчик, ушли, и все лопнуло. Оказались мошенниками.

Таких примеров от знакомых, родственников, и из собственных стен по три штуки может уже назвать буквально   каждый. Именно поэтому, несмотря на строгое требование властных структур, всем потребителям, собственникам квартир поставить счетчики до 1 июля 2016 года, большинство  до сих пор делать это не торопится.

К сожалению, перекладывать все квартирные дела на хозяев жилья стало правилом как для домоуправляющих компаний, так и для снабжающих организаций. Теперь не придет слесарь за так, если что протекло, его нужно вызвать минимум за тысячу. Поставить счетчик - столько стоит, сломался - столько же, прошел срок и наступила поверка - вызови неизвестно кого и неизвестно откуда, а потом принеси бумаги, подтверждающие поверку.

Почему ресурсоснабжающие организации сами  не выбирают подходящие счетчики и не предлагают лучшие из них потребителям, пусть за те же деньги? Не могут они заниматься рекламой продукции - им нельзя. Вот народ и действует на свой страх и риск: одни верят, что только родной арзамасский, питерский или московский   завод не обманет, да и достать его проще, чем изготовителя из Китая или другой далекой страны.

На одной из пресс-конференций директор по продажам и производству Арзамасского приборостроительного завода Владислав Цицулин  сказал откровенно:

- Кто торгует ресурсом, с того и нужно брать деньги за установку счетчика. Во всех европейских  странах принята именно такая практика. Счетчики должен устанавливать тот, кто поставляет воду, газ, энергию. Почему у нас  отдали эту работу на откуп населению?  Для того, чтобы компенсировать возникшие массовые затраты. В Нижнем Новгороде существовали  проекты по установке приборов учета по лизинговой схеме и с участием Арзамасского приборостроительного завода, которые были рассчитаны на малоимущие слои населения. Но в условиях дефицита  бюджетных средств о них предпочитают не вспоминать.

Инициатива снизу

Председатель ТСЖ из Нижнего Новгорода Татьяна Геращенко рассказывает, что их жилищный совет  микрорайона купил все счетчики в доме на воду централизованно.

- Дома построены  в 2010-х годах, в 2014 году  началась массовая замена водяных приборов. В течение двух месяцев ТСЖ проводило эту работу бесплатно по объявлению.  Получилось со скидкой - крупная партия, и поверять их, что необходимо делать каждые четыре года, жители стали в одно время, по объявлению на подъезде. За деньги, но организованно.

Но и это чревато. Через некоторое время в ТСЖ пошли  жалобы, счетчики стали ломаться. Люди зароптали: поставили, дескать, теперь сами чините. К выводу пришли парадоксальному - инициатива должна быть снизу.

А вот в дружном доме на улице Ванеева также совместно жители договариваются не ставить счетчики.

- Счетчики окупаются очень долго, - говорит руководитель совета жителей Марина Тадьян. - Я уверена при этом, что в наших домах,  хрущевках (а есть еще и довоенной постройки), прежде, чем предлагать жителям такую "экономию", нужно заменить трубы, коммуникации, и сделать это должен ДУК, а не сами жители за свои деньги.

Но поскольку пока спасение утопающих дело рук самих утопающих,  стоит прислушаться к советам, как  и где купить хороший прибор учета, скажем, для подсчета потребления воды.

Разглядеть подделку

- Счетчик на воду, как и любой другой, нужно выбирать в специализированных магазинах и уж никак не на рынке в помидорах, - поясняет  директор ФБУ "Нижегородский ЦСМ" Филипп Балашов. - Он не должен быть  полимерный, нужен металлический.  Тяжелый и не самый дешевый. В РФ на это есть ГОСТы, срок годности - пять лет, исходя из качества нашей воды. Нельзя в России использовать итальянские счетчики, как и китайские, они не подходят из-за другого состава воды. Очень  много подделок. Отличить их можно, разглядев  инструкцию. Не поленитесь, почитайте, часто она написана при помощи "переводчика" из Интернета, и неуклюжие фразы, белиберда  сразу бросаются в глаза. Приборы-близнецы отличаются не только названием, но плохим качеством. Видим клеймо, похожее на наше, но чужое…

- Изучите в Интернете производителя, - добавляет  Владислав Цицулин. - Сколько лет  работает, где находится, имеется ли лицензия.

Каждый счетчик в РФ подлежит проверке и поверке. На лицевой панели должен быть написан завод-производитель,  наименование, дата технического обслуживания. Именно эта дата становится отсчетом для дальнейшей поверки. Если срок действия  кончается, то вы должны либо ставить другой счетчик, либо вызывать специалиста для установления  его на возможность дальнейшей эксплуатации. Паспорт счетчика должен быть напечатан типографским способом, не смазано, не размыто. Сейчас развелось много умельцев собирать из деталей и повторять изделие без качества и ОТК.

И зарубите себе на носу: никакого технического обслуживания счетчиков не существует. Не идите на поводу у тех, кто это предлагает.

Возврат не предусмотрен

Если поверка счетчика вовремя не произведена, то подсчет потребления газа, воды, энергии идет по тарифу с применением повышающих коэффициентов. Никакой перерасчет не положен по закону, так что просрочить - накладно, какие бы уважительные причины у вас ни были. А еще есть подсчет  по общему счетчику, и если общие суммы не совпадают, то разница делится на всех. Вот и выходит, если даже не включал человек воду весь месяц, с него соберут за потребление соседями и неплательщиками. А есть еще умельцы, которые с помощью простого магнита и школьных знаний физики могут замедлить бег стрелок счетчика. Как тут быть соседям? Специалисты дают смехотворный совет: в продаже появились очень хорошие, умные  счетчики с радиомодулем, которые не только сами в срок транслируют  показания в личный кабинет плательщика, но и антимагнитные - сообщают куда следует, когда их хозяин сматывает назад потребление. "А не купить ли мне такой счетчик, чтобы он бил меня по рукам?" - наверное, так спрашивает себя нечистый на руку жилец… Словом, есть что еще обмозговать организаторам преобразований, а хозяевам квартир стоит проявить бдительность. Только тогда экономия, ради которой все делается, принесет радость, а не огорчения.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Справка "НН"

Периодичность поверки счетчика на горячей воде 4 года, на холодной - 6 лет.

Показания индивидуальных  приборов учета, не прошедших поверку, не могут использоваться для расчета платы за горячую и холодную воду или газ. Начисления в этом случае производятся по показаниям  общедомового прибора учета или по нормативу.

Межпроверочный интервал на приборы учета устанавливается заводом-изготовителем и указывается в паспорте прибора учета в Государственном реестре средств измерений. Согласно законодательству бремя по содержанию и замене  счетчиков лежит на собственнике помещения. Именно собственнику необходимо следить  за тем, не истек ли срок поверки счетчика, соответствует ли срок поверки прибора учета действующему законодательству.

Советы "НН"

Алексей КОМКОВ, директор ООО "Эталон":

- Не общайтесь с  частными лицами. Если счетчик  сломался  или вы хотите его поставить, нужно вызвать  мастера через ДУК и посоветоваться в своем ТСЖ. Не верить телефонным уговорам и кажущимся официальными требованиям ставить, поверять, обслуживать счетчик. Вашего телефона в базе ДУК, скорее всего,  нет. Не стоит  искать объявления на заборах и в разных изданиях.

Если пришел мастер, то он должен подписать договор, где будут гарантии, обязательства сторон. И, конечно, никто сам не должен устанавливать счетчики. Это делают квалифицированные работники, профессионалы, которые несут ответственность за свою работу.

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 



Следите за нашими новостями в удобном формате