Вирус тюремной романтики вновь увлекает молодых

Вирус тюремной романтики вновь увлекает молодых


Восьмиконечная «роза ветров» на стене панельной многоэтажки, залихватский шансон в маршрутке с употреблением неформативной лексики, блатной жаргон, который нет-нет да и выплывет из толпы праздно гуляющей молодежи  отнюдь не приметы лихих 90-х.

Злостные отрицалы

Приблизительно год назад по Интернету пошла гулять аббревиатура  АУЕ. Сегодня эти три буквы фигурируют во многих многотысячных группах в сетях. Подавляющее большинство  молодые парни и девушки 14  18 лет. Под аббревиатурой АУЕ скрывается далеко не новый тюремный лозунг «Арестантский уклад един» (некоторые трактуют как «Арестантско-уркаганское единство»).
Помнится, еще известный нижегородский краевед, доктор исторических наук Юрий Галай рассказывал, как накануне Второй мировой войны в бедных промышленных районах города Горького появились так называемые хулиганы  беспризорные подростки, которые терроризировали население грабежами и насилием, при этом считая себя выше остальных и презирая добропорядочных граждан и стражей порядка. Как тогда эта хулиганская участь привлекала мальчиков из хороших семей своей якобы свободой, так и сегодня школьники пытаются подражать реальным преступникам, не имея с ними ничего общего.
 Единственное отличие сегодняшних блатняг  в мотивации,  рассуждает психолог Оксана Елизарова.  Если для тамошних гопников их образ жизни не был обусловлен никакими идеологическими соображениями, то члены новой субкультуры поднимают на щит идеи блатной романтики и во главу угла ставят «жизнь по понятиям». Они привлекают не столько наживой, сколько работой «за идею»
А началось с того, что в одном из регионов некая преступная группировка завлекала школьников, чаще всего детей из неблагополучных семей и детдомов, в криминальную сеть, которая собирает деньги для заключенных. Вовлеченные в сообщество подростки обкладывали данью учеников младших классов, возрождали рэкет, промышляли в своих районах мелкими кражами. Подросткам внушали: отнятыми у лохов деньгами они поддерживают реальных зэков. Малолетние уголовники говорят примерно так: «Сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас».
Подобно вирусному заболеванию, новоявленное движение стало распространяться по стране. Докатилось оно и до Нижегородчины.
 Мы стали замечать у наших «трудных» подростков одинаковые наколки на груди, на руках  восьмиконечная «роза ветров», а иначе  «звезда воров»,  рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних районного отдела внутренних дел, старший лейтенант полиции Татьяна Лисунова.  Такую символику носят в основном признанные лагерные авторитеты. Ее накалывают обычно «злостные отрицалы», то есть постоянные нарушители тюремных порядков. Обычно две такие татуировки размещают под каждой ключицей, а «звезда вора» на ногах означает заявление: «Меня не поставить на колени»
Существуют десятки вариаций подобных татуировок, в которых каждая фигура, вписанная в центр звезды, имеет определенное значение и легко считывается представителем криминального мира.
 Более того, некоторые подростки даже небезызвестные «купола» накалывали впрок, еще не имея представления о зоне,  горестно вздыхает Татьяна Владимировна.
Кстати, эта «роза» и есть главный символ новой субкультуры. Так что, если вы заметили, что ваш сын-подросток машинально рисует на обложке тетради звезду с наполовину заштрихованными лучами, имейте в виду  процесс пошел В сообществах АУЕ в соцсетях  сотни тысяч подписчиков. На стене в основном прописные истины отечественного шансона, оформленные в стиле «мудрых цитат», и различная блатная мифология, которая у опытных членов преступного сообщества вызывает только недоумение. «Мы не воры, но живем по воровским понятиям»,  объясняют свои жизненные принципы участники таких сообществ. И не надо быть психологом, чтобы разглядеть за этим их гордость и ощущение превосходства над «серой массой».
Специалисты считают, особенности бандитов нового типа напоминают их предшественников из 90-х, екатеринбургскую ОПГ «Синие». Для этой группировки было характерно презрение к роскоши, отрицание любого сотрудничества с властью. «Вор живет без семьи и без имущества»  таков был принцип «Синих».
 Вызывает большую обеспокоенность то, что подросткам блатная субкультура кажется привлекательной в принципе,  говорили члены совета по развитию гражданского общества и прав человека. Владимир Путин пообещал поддержку СПЧ в борьбе с новой напастью.

Версии  разные

Так почему же все-таки молодежь в 2017 году хочет вернуться в 90-е и как бандитские «понятия» стали для подростков единственным доступным выражением честности и искренности?
«Да ладно в дебри-то лезть! Все проще. Упыри, севшие в середине  начале 90-х, откинулись с кичи и пытаются обустроить окружающий мир под свои понятки. И ситуация в стране этому благоприятствует: безработица, финансовый и надвигающийся политический кризис»,  читаю в сетях комментарий.
 «Люди старой школы» вместо того, чтоб догнивать на пересылках и в зонах, а то и в номерных могилах в темных углах кладбищ, дают интервью по ЦТ и подрабатывают экспертами в СМИ,  вторит ему в разговоре со мной читатель «НН» Виктор Казимиров.  Чего мы хотим от страны, где верховенство «телефонного права», полублатных поняток и сплошной коррупции?
У историков, юристов и социологов другая версия. Советский Союз держал сограждан на коротком поводке искусственной этики строителя коммунизма. В 80-е она пришла в упадок, ведь повсеместно сносили памятники Ильичу, низвергали былые идеалы, демонстрировали фильмы о «красном терроре», подвергали сомнению подвиги героев Гражданской и Великой Отечественной войн В общем, все, на что раньше молились, свергается с пьедесталов с легкостью генеральной уборки! Но свято место пусто не бывает: нужна была новая этика. А где ее взять? Кто-то ушел в религию, кто-то уцепился за этику диссидентов. Но на дворе стояла эпоха первичного накопления капитала, а самая эффективная философия в такую пору  уголовная. Потому что именно ее адепты оказываются на коне и у руля.
У нас в Нижнем банды малолеток пока еще не нападают на полицейские машины, да и по улицам вечерами еще можно гулять. Наша блатняк-болезнь протекает в латентной и хронической форме. На уровне музыкальных предпочтений, шуток-прибауток, понимания жизни. На уровне теории то есть. Но повсюду уже говорят, что культ силы, воровства и тунеядства становится серьезной угрозой национальной безопасности.
Однако доцент кафедры уголовного права и процесса ННГУ имени Н. И. Лобачевского, кандидат юридических наук Людмила Обидина также заметила, что такое явление в России существовало всегда.
 Низовая часть населения не желала подчиняться государству, его карательным органам, и это нежелание начинало проявляться в «переходном» подростковом возрасте, что создавало благоприятную почву для распространения воровских и хулиганских обычаев. И в советское время значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим «воровским» обычаям. «Понятия» переходили от класса к классу, от поколения к поколению. При этом все это сочеталось каким-то удивительным образом с иной жизнью  с пионерскими и комсомольскими организациями, с чтением серьезных книг,  вспоминает Людмила Борисовна.
 Шпана, гопота, сборы в общак были всегда,  соглашается ее коллега, пожелавший остаться неизвестным.  Но никогда не было так, чтобы молодежи не давали альтернатив. Зоновская идеология так легко все сплошь заполняет, потому что вокруг  пустота
Вдобавок опасность состоит и в том, что покинуть группировку не так-то просто, нужно иметь определенное мужество. Сделать из отщепенца опущенного  закон блатной компании. «Вход  рубль, а выход  два рубля»  один из их девизов.
 Тем, кто чем-то интересуется или хорошо учится, к жизни относится более осознанно, труднее запудрить мозги: у них есть цель, так просто их уже не обманешь. А если у ребенка проблемы с родителями или с законом, если они живут в неполных или бедных семьях, повлиять на них довольно просто,  подытожила инспектор по делам несовершеннолетних.

Татьяна ЧИНЯКОВА.
Фото topwar.ru.

  • Кстати

Увлечение тюремной романтикой сделало популярным посещение известных тюрем. Сходить на пугающую экскурсию при свечах или вовсе провести в их стенах ночь в камере можно как в России, так и за рубежом.
Пожалуй, самая известная тюрьма в России  «Владимирский централ». Находится она, как ясно из названия, во Владимире. На входе у вас заберут телефоны, документы и все острые предметы, прямо как у настоящего заключенного. Также запрещается отходить от экскурсовода дальше, чем на метр.
Туристам предлагают переодеться в тюремную робу, сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться с номером на память. Во время экскурсии вы зайдете в тюремный дворик, посетите музей, пообедаете в местной столовой и, конечно, окажетесь в настоящей тюремной камере. После такого путешествия вас ждет освобождение.
Можно сходить и просто в музей. Среди экспонатов  не только личные карточки бывших заключенных, но и коллекции стекол, гвоздей, обрывков цепей, которые были извлечены из их желудков. В витринах можно увидеть рублевые и долларовые купюры. На первый взгляд их не отличишь от настоящих, но при пристальном изучении понимаешь, что они нарисованы шариковой ручкой.
Стоимость тура  2999 рублей. Посещение музея  100 рублей.
Не менее известная тюрьма «Кресты», которая также принимает туристов. Петербургская колония является самой большой не только в России, но и в Европе и Америке. На территории тюрьмы открыт музей. В течение часа туристам предлагают посетить помещения административного и режимного корпуса, посмотреть на одну из камер и зайти в храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. Во время экскурсии вы увидите запрещенные предметы, которые изъяли во время обысков, и оцените творчество заключенных, посмотрев на поделки из мякиша хлеба, дерева и картона.
Стоимость посещения музея  50 рублей.
В США находится одна из самых известных тюрем в мире. Она расположена на небольшом острове в заливе Сан-Франциско, в окружении опасных течений, которые не дают сбежать уголовникам. Среди бывших заключенных есть известные мафиози такие, как Аль Капоне, Machine Gun и др. В городе тюрьма «Алькатрас» является одной из самых популярных достопримечательностей. При посещении музея «B Rock» в тюрьме «Алькатрас» вы узнаете об известных заключенных и схемах побега, которые когда-то были использованы. Коллекция также включает в себя предметы, сделанные сотрудниками тюрьмы.
Стоимость посещения музея  2000 рублей.


Следите за нашими новостями в удобном формате