В России опять задумали масштабную реформу образования

В России опять задумали  масштабную реформу образования


Минобрнауки РФ планирует в течение трех лет вывести все школы страны из муниципального подчинения и передать их государству. Об этом заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Рычаги получат регионы

Согласно действующему закону об образовании учредителем школ могут быть как муниципалитеты (таких школ большинство), так и региональные власти в лице профильных министерств или департаментов (такая схема реализована в Москве и Петербурге). Учредители могут распоряжаться школьным имуществом, а также назначать и увольнять директора школы. Финансирование муниципальных школ идет по двум каналам: за содержание здания и оплату ЖКХ отвечает муниципалитет, а за зарплату, покупку учебников и другие образовательные расходы  бюджеты региона.
Передача школ регионам должна уравнять их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом. Правда, это автоматически не приведет к росту зарплат учителей  все зависит от бюджетных возможностей каждого субъекта.
 Я давно говорю о том, что школы должны быть в ведении государства, так как муниципалитетам средств не хватает. Полномочия можно передать на места, но финансирование должно быть одинаковое, федеральное, так как благосостояние регионов в России разное,  высказал свою точку зрения директор школы  91, заслуженный учитель РФ, депутат городской думы Нижнего Новгорода Игорь Богданов.
Еще один аргумент в пользу реформы приводит сама федеральный министр. Муниципальное подчинение школ почти не оставляет для ведомства прямых рычагов влияния.
 Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону,  отмечает Ольга Васильева.
Действительно, напрямую назначать директоров школ, поощрять и наказывать педагогов муниципальных школ сейчас регион не может, хотя и пытается наладить взаимодействие со школами. В структуре нижегородского министерства создано и функционирует управление по контролю и надзору в сфере образования.
 Оно обеспечивает контроль за выполнением Закона «Об образовании». Отлажена система работы с обращениями граждан. Например, последние обращения касались привлечения родительских средств на приобретение рабочих тетрадей. В связи с этим региональным министерством образования подготовлены рекомендации о нецелесообразности этих закупок,  рассказал начальник отдела дошкольного и школьного образования Виктор Шмелев.

Осторожность не помешает

Плюс предстоящей реформы в том, что она может дать большую уверенность в своем будущем малокомплектным школам. В нашем регионе опыт по сохранению таких сельских школ уже накоплен. Начиная с 2011 года они финансируются независимо от количества обучающихся. В текущем 2017 году на индивидуальном финансировании находятся 196 малокомплектных школ, что составляет 43 процента от общего количества сельских школ области.
В связи с реформой возникает много вопросов. Например, какую роль будут играть районные отделы образования? В Нижегородской области 52 муниципалитета, в каждом своя структура, отвечающая за систему образования.
 Если будет убрано еще одно звено управления, произойдет значительная экономия средств, так необходимых самому образованию. Кроме этого, ослабнет и бюрократическое давление на педагогов,  считает директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.
Понятно, что такому сокращению сами муниципальные чиновники не обрадуются. Тем не менее школьная реформа уже запущена: 16 регионов уже изъявили желание в ней участвовать, а в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге такой эксперимент в той или иной форме уже начался. Нижегородская область в их число не вошла.
 Наш регион взвешенно относится к любому реформированию системы образования. Так было и в случае внедрения единого госэкзамена  нижегородские выпускники одни из последних в стране начали сдавать ЕГЭ. Очень долго мы не внедряли и систему подушевого финансирования, так как понимали, что это в первую очередь ударит по сельским школам. Министерство образования будет очень внимательно анализировать опыт регионов  участников эксперимента,  отметил начальник отдела дошкольного и школьного образования Виктор Шмелев.

Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

  • Кстати

В настоящее время в Нижегородской области 7 государственных школ. В их числе четыре коррекционные, один кадетский корпус, одна кадетская школа-интернат и лицей  центр одаренный детей.