Быть ли Нижнему Новгороду бриллиантом в Золотом кольце?

Быть ли Нижнему Новгороду бриллиантом в Золотом кольце?

Давным-давно, когда Нижний Новгород был не только Горьким, но еще и закрытым, волжские маршруты круизных пароходов, особенно укомплектованных иностранцами,  выстраивались таким образом, чтобы промахнуть причалы тайно, в ночи. Словно и не было никакого города. Но времена сменились. Город вернул себе историческое имя, и неизбежно начала пробуждаться историческая память…
В 2021 году исполнится 800 лет со дня основания Нижнего Новгорода. Концепция подготовки празднования большого юбилея подразумевает значительное количество важных, масштабных мероприятий: реставрацию исторических памятников, фестивали, проекты и прочая. Все это имеет целью сделать городу ценный подарок - обновить, возродить его, вместе с тем бережно сохраняя историко-культурную самость. И тут родилась идея включить Нижний Новгород в Золотое кольцо России.
Буквально несколько дней назад глава региона Валерий Шанцев поставил этот вопрос на федеральном оргкомитете по подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. Валерий Павлинович отметил, в частности, что в городе насчитывается шесть сотен объектов культурного наследия, но в годы создания Золотого кольца Горький как закрытый город, к сожалению, не мог стать объектом туристического притяжения.
Эта инициатива приятно всколыхнула сознание неравнодушных нижегородцев, а "Нижегородские новости" спросили у экспертов: "Что даст городу вхождение в знаменитый турмаршрут… и какие обязанности это за собой повлечет?"
Срочно выйти из сумрака
Директор учебного центра "Просвещение", автор и руководитель проектов бюро небанальных экскурсий "Нескучный Нижний" Александра Шарова считает перспективу расширения Золотого кольца России, даже за счет такого бриллианта, как Нижний Новгород, делом весьма непростым. Но заманчивым.
- Дело в том, что Золотое кольцо - сложившийся туристический маршрут. Туристическая часть городов, которые в него входят, финансировалась не один десяток лет. Но очень хочется прислониться к этому всему миру, известному бренду. Потому что по Золотому кольцу иностранцы едут с большим удовольствием, ну а сам факт вхождения Нижнего в Золотое кольцо, конечно, вызвал бы повышенный интерес, в первую очередь россиян, которые не очень-то понимают, "а чего в Нижнем можно посмотреть". У Нижнего слава, как правило, промышленного города, и первая ассоциация, которая тут возникает у большинства, - автозавод. И когда люди приезжают, то искренне удивляются, как, оказывается, здесь  много всего интересного, старинного. Но какова вероятность того, что это получится? Прогнозировать это невозможно, будем просто надеяться.
- Если пофантазировать и допустить, что надежды сбылись, - что это даст, в первую очередь, простым нижегородцам?
- Ну, простым нижегородцам нелишне почаще напомнить, что наш город - древний и прекрасный. Затем, несомненно, вырастет туристический поток. Далее: поскольку русский человек так устроен, что начинает уборку в доме делать перед приходом гостей, то я надеюсь, что наши власти больше внимания будут уделять тому, чтобы Нижний Новгород прилично выглядел, был нормально обустроен, чтобы хорошо ходил транспорт, были бы отремонтированы памятники…
- Если уж фантазировать дальше и допускать, что Нижний Новгород станет центром притяжения туристов, так, может, захватить в туристическую орбиту и Нижегородскую область, где имеется масса интересных объектов культурного наследия, на весь мир известные старинные города. Не создать ли нам свое "кольцо"?  
- А вот тут сложился интересный парадокс. Большинство жителей России не знает, что именно в Нижегородскую область входят Арзамас, Болдино, Дивеево… Туда едут напрямую из Москвы! Конечно, нам очень хотелось бы, чтобы в Дивеево ехали через Нижний Новгород, и если областной центр войдет в Золотое кольцо, это будет лишним поводом для того, чтобы организовать через него туристические маршруты. У нас вокруг чудесные города, и можно замечательные туристические программы выстраивать на несколько дней, но пока все это лишь наши мечты…
- Возвращаясь к Нижнему Новгороду, в городе шестьсот объектов культурного наследия. Но все ли они в достойном показов состоянии?
- Грамотный экскурсовод, конечно, отталкивается от объектов. Но истинно профессиональный экскурсовод - не тот, который показывает, а тот, который правильно рассказывает. Да, за некоторые памятники ввиду их состояния бывает обидно. С другой стороны - прекрасные, с "местами" и домами улицы Большая Покровская и Рождественская, Верхневолжская набережная, Започаинье… Ни один город не может содержать в образцовом порядке абсолютно все, даже если очень хочется. Естественно, что большее внимание, большее финансирование достается тем, кто в центре, на магистральных туристических маршрутах. Но я надеюсь, что у города хватит мудрости поддерживать не только то, что мы показываем, но и все то, что требует сохранения.
Туристы готовы платить
О безусловной пользе вхождения Нижнего Новгорода в Золотое кольцо говорит и Татьяна Рыжова, профессор кафедры ЮНЕСКО, председатель совета общественной организации "Нижегородское областное общество охраны памятников истории и культуры": многие объекты культурного наследия подтянули бы до достойного уровня и вообще взялись бы за решение проблемы комплексно. А работать есть над чем и ради чего.
- В небольших городах, входящих в Золотое кольцо, ситуация другая: там меньше утрачено. Если бы они развивались как серьезные урбанистические центры, там тоже мало бы что сохранилось. А сохранение культурного наследия - вещь для региона необходимая. Но надо понимать, что культурное наследие - это не продукт, его нельзя низводить до среднего потребительского уровня и развивать только на потребу туризму. Власти должны понимать: наследие - это не съедобная вещь, не развлечение, не восковые скульптуры, но если им заниматься глубоко и серьезно, на это можно жить. Поэтому отчего б не присоединить такой мощный потенциал к бюджету области?
Галина Филимонова, руководитель Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры "Дать понять", убеждена: бриллиантом надо еще стать! Значит, впереди кропотливая, большая работа и неизбежные перемены в сознании.
- Для успеха на поприще туристической индустрии Нижнему Новгороду необходимо провести колоссальную работу. Ведь дело не в количестве памятников истории и культуры, а в том, что они из себя представляют на самом деле и насколько они привлекательны для того, чтобы люди целенаправленно приехали сюда их смотреть и изучать. Особенностью города, манящей гостей из других городов и стран, являются не столько раскрученные сейчас кремль, монастыри и храмы, сколько памятники деревянного зодчества с глухой резьбой на наличниках, причелинах, лобовых и фризовых досках домов, прославившие Нижний Новгород далеко за его пределами. Также интересуют туристов памятники советского авангарда, архитекторам которых удалось сказать новое слово в мировом искусстве. К огромному сожалению, именно эти конкурентоспособные объекты историко-культурного наследия сейчас стремительно уничтожаются, хотя именно на них самый высокий спрос у туристов.
Законодательство РФ на сегодняшний день возложило всю ответственность за сохранение памятников на их собственников, которые по-прежнему ждут помощи от государства. Возможно, именно туристические потоки помогут людям осознать, что им самим выгодно вложиться в тот или иной объект культурного наследия, изучить его историю и разработать собственную программу для приема гостей. В свое время мне удалось побывать в музее крестьянского быта в маленьком австрийском городке Хельмонсётде, владелец которого - частное лицо - решил экспонировать дом и хозяйственные службы своих предков, а рядом открыл ресторан традиционной австрийской кухни и напитков. Вход в музей символический, один евро, а между тем доходы от ресторана приносят владельцу не только прибыль, но и позволяют содержать и поддерживать памятник в надлежащем виде, потому что именно достойное состояние дома кормит и хозяина, и его многочисленную семью. Подобными ресурсами обладает и Нижегородская область.
В прошлом году в фонд "Дать понять" обратились гости из Санкт-Петербурга с просьбой разработать для них четырехдневный маршрут по усадьбам Нижегородской области. Оказалось, что ни одна туристическая компания города таких услуг не оказывает, а экспериментировать с маршрутами не рискует. В результате регион мог потерять солидных клиентов, которыми все классические маршруты уже были изучены. Люди хотят знать, то, чего они еще не видели, пройтись теми тропами, которыми их еще не водили. За это они готовы платить. Поэтому количество предложений в этой сфере придется расширить и быть готовыми к необычным запросам туристов.
Знай, готовь продукт!
Что до необычных запросов, то, судя по отзывам блогеров и прочих стихийных бытописателей, почему-либо пустившихся по Золотому кольцу, оные вполне обычны: люди хотят местной экзотики. "Неделю катались по колечку. Попили лосиного молока, побывали в Музее варенья". Не исключено, что ценители храмовой архитектуры молчаливы, и все же… неужели лосиное молоко с вареньем - все, что запало в душу гостям? Какого рода турпродукт сможем предложить мы и не сведется ли все к развлекательно-сувенирному ассортименту относительно невысокого уровня?
Эти опасения развеивает Татьяна Виноградова, профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ.
- Неожиданный вопрос…  Золотое кольцо - Владимир, Суздаль, Кострома - сложилось в сознании, а вот Нижний Новгород как-то всегда стоял особняком…
Наверное, это произошло в том числе и потому, что город долгое время был не Нижним, а Горьким и его исконное историческое значение ушло, так как он стал городом социалистическим. Вся дореволюционная история тщательно стиралась, улицы переименовывали, памятники разрушали - из Нижнего делали другой, новый город, и той истории, которая была бы интересна для Золотого кольца, здесь просто не подразумевалось. Я видела генплан Горького, датированный 1938 годом, - без храмов, с практически снесенной кремлевской стеной… Какое там Золотое кольцо! С такой историко-культурной идеей Горький никак в него не вписывался!
Сейчас мы вновь стали ощущать историю Нижнего, которая, кстати, необыкновенно интересна.
И даже если  не трогать историю, а обратиться к самому началу. Основа Золотого кольца - Владимир и Суздаль. Давайте вспомним: кто основал Нижний Новгород? Георгий Всеволодович, сын владимирского князя. Даже "семейно" связаны наши города - города-ровесники, происходящие из Древней Руси, это одна и та же эпоха, и тут Золотое кольцо превращается в подобие созвездия. Нижний - безусловно, звезда самая яркая, крупная;  Владимир необыкновенно интересен по сохранившимся памятникам, кстати включенным в список Всемирного наследия. Мы от Владимира совсем недалеко, мы с ним из одного княжества - так почему бы и нет? Мы понимаем, как страшно разрушалась историческая часть города в последние годы, а если говорить о вхождении в Золотое кольцо, сразу будет совершенно другое внимание к исторической части.   Включить Нижний в Золотое кольцо - значит придать импульс сохранению и восстановлению исторической застройки, потому что для туристов интересна именно она.  
Ну и по турпродукту. Тут не беспокойтесь. В каждой, самой небольшой деревушке обязательно есть что-то свое. В Нижнем можно развернуть невероятной широты палитру туристического продукта. У нас очень много всего интересного! Не село с молоком, но музеи на уровне европейских, прогулка по кремлю... А виды какие! Я много путешествовала, многое видела, но такого второго города не встречала. Только подключай голову и готовь "продукт"!
Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА. Коллаж Дмитрия АНДРЕЕВА.

Комментарий министерства культуры области
Маршрут "Золотое кольцо" сформировался в 1970-е годы и получил известность в то время, когда город Нижний Новгород (в тот период город Горький) был закрытым для посещения городом. Поэтому сегодня вполне логично, чтобы город Нижний Новгород, находящийся, с точки зрения логистики, по ходу маршрута на пути городов Золотого кольца, был включен в маршрут "Большое Золотое кольцо России". Работа над включением Нижнего Новгорода в указанный маршрут ведется в нескольких направлениях - в организационном плане, с точки зрения юридической и маркетинговой поддержки.
Следует отметить, что в рамках действующих туристских маршрутов  нижегородскими и российскими туроператорами сформированы и реализуются туры "Золотое кольцо из Нижнего Новгорода", "Золотое кольцо Плюс" и другие маршруты, в рамках которых туры начинаются из Н.Новгорода, либо наряду с традиционными городами Золотого кольца туристы посещают еще и город  Н.Новгород, а  иногда и  Городец.  
С учетом перспективы строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань у туроператоров появится возможность формировать экономичные туры по двум веткам Золотого кольца со стартом маршрута в Москве или Н.Новгороде.
Также перспектива включения Н.Новгорода в маршрут городов Золотого кольца водным путем достаточно высока в связи с появлением новых пассажирских судов с колесным движительно-рулевым комплексом типа "Сура". Благодаря таким судам, которые могут проходить по рекам с малыми глубинами, например Ока, и швартоваться в необорудованной местности, возрождается когда-то популярный маршрут "Московская кругосветка" (круизное Золотое кольцо России). Теплоход "Сура" уже проходил по этому маршруту и имел успех у туристов. Заметим, что новое пассажирское колесное  судно, которое будет заложено в IV квартале, будет также называться "Золотое кольцо".


Справка "НН"
Маршрут по Золотому кольцу, пожалуй, самому популярному в мире российскому туристическому бренду - Golden Ring of Russia - родился почти полвека назад, поздней осенью 1967 года.
Само название "Золотое кольцо" впервые было употреблено художником и искусствоведом Юрием Александровичем Бычковым в серии краеведческих очерков, которые увидели свет в конце 1967 года на страницах газеты "Советская культура". Он самостоятельно придумал кольцевой маршрут из Москвы через Владимир в Суздаль, а далее на Иваново и Кострому, с возвращением в столицу по ярославской дороге. Все расстояния между городами можно было легко проехать за день на машине, а выбранные города исторически входили в состав Владимирской Руси.
Сегодня в Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Кстати, три недели назад главы этих городов подписали договор о создании Союза городов Золотого кольца России.
Достаточно обширный перечень иных городов, в числе которых, кстати, и Гороховец Нижегородской области, является дискуссионным.
Специфика маршрута по кольцу - кстати, их два, Большое и Малое - состоит в том, что маршрут многовариантен. Можно начинать с любого города, посещать не все их, ехать в любую сторону, перемещаться по кругу или радиально. Старт Большого кольца обычно находится в Санкт-Петербурге или Москве, Малого - в Сергиевом Посаде или Владимире.
Кстати, помимо Большого и Малого Золотых колец отечественная туриндустрия придумала еще два: Серебряное (маршрут по северо-западным старорусским городам) и Большое Уральское (многодневный маршрут по Свердловской области и Пермскому краю).






Следите за нашими новостями в удобном формате