Число нареканий на платные медицинские услуги растет с каждым годом. В этом году в Управление Роспотребнадзора уже поступило 85 жалоб от нижегородцев, недовольных коммерческой медициной.
- Рост количества жалоб отмечается не только в Нижегородской области, но и по всей стране, - говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителя Управления Роспотребнадзора Людмила Катина.
Каверзные условия
Основные причины обращений - это недовольство качеством оказания услуг, непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах, а также включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.
Например, между потребителем и ООО "Европа-НН" был заключен договор на оказание платных медицинских услуг, в котором было прописано следующее: "В случае отказа заказчика от исполнения договора, заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость подарочных бесплатных процедур в соответствии с прайс-листом". Однако по законодательству организация не имеет права взимать стоимость подарочных бесплатных процедур.
Ущемляющий права потребителя пункт может звучать и так: "В случае досрочного расторжения договора по инициативе заказчика, заказчик обязан оплатить пройденные им процедуры и оформление медицинской документации в соответствии с прайс-листом".
Часто нижегородцам обещают бесплатные обследования, а затем с людьми заключают договор об оказании платных услуг.
- Нижегородцам стоит предельно внимательно читать любые документы перед их подписанием. В договоре должна быть подробная информация о медицинской услуге, которая будет оказываться, - обращает внимание потребителей Людмила Петровна.
Время - деньги
В то же время нижегородцы точно так же, как и остальные россияне, все чаще вынуждены обращаться в коммерческие медцентры и клиники.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых, пациенты поликлиник, как правило, не могут оперативно пройти необходимые обследования из-за больших очередей. За деньги оказание медпомощи ускоряется в разы.
Вторая причина: лечебному учреждению, например больнице, выгоднее сделать так, чтобы пациент заплатил за услугу, чем лечить его бесплатно. Не секрет, что платные услуги приносят больницам значительный доход, который расходуется на повышение зарплат, оплату коммунальных услуг и многое другое.
По результатам опроса, проведенного фондом "Здоровье" в прошлом году, 52 процента респондентов рассказали о том, что им известны случаи навязывания платных медицинских услуг пациентам, получающим помощь в рамках ОМС.
- Сейчас пациент никак не может проверить, почему ожидание в очереди займет 12 - 14 дней. Есть ли для этого объективные причины: нехватка специалистов, оборудования или это всего лишь желание врачей нажиться на нем? Часто человека специально подталкивают к получению платной услуги. Ему говорят, например, что на прием к специалисту можно попасть через две недели, а если хотите быстрее - платите. Возникает вопрос: если к врачу можно попасть платно на следующий день, то почему бесплатного приема нужно долго ждать? Откуда у врача возьмется время на платный прием пациента, если до оплаты его не было? - рассуждает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев.
Евгения АЛЕКСАНДРОВА.