Александр ГОРОДНИЦКИЙ: «Не стоит оценивать себя со стороны»

Александр ГОРОДНИЦКИЙ: «Не стоит оценивать себя со стороны»

Недавно прошедший фестиваль авторской песни «Музыка сердец» в «Буревестнике» собрал на Горьковском море сотни искренних романтиков вне возраста – людей, для которых песни под гитару имеют особенное значение.

Среди дорогих гостей фестиваля был Александр Городницкий. «Он – не  совсем человек и совсем не музыкант. Как дерево в священной роще… Он пережил сороковые, пятидесятые, шестидесятые и остальные – прошлого века, а дальше непростые, нулевые и прочие… Он классный. Чудесный», - говорит участница феста, поэт Марина Кулакова. Ну и, хотите верьте, хотите нет: Александр Городницкий ответил на вопросы корреспондента «НН». 

Собрал слушателей – и вперед

- Химик Александр Бородин вошел в историю как один из основоположников русской классической музыки, а геофизик, доктор наук  Александр Городницкий вошел в историю как один из основоположников авторский песни в СССР?

            - Этот вопрос не ко мне. Как только я начну самодовольно заявлять, что вошел в чью-то историю... Нет, не дело  это - оценивать себя со стороны!

            - Тогда, безусловно соглашаясь с «Википедией», спрошу вас как основоположника: что же это такое, авторская, бардовская песня?

- Что такое бардовская песня - не знаю. Я не люблю слово «бард». Прежде всего, оно зарубежное, французское, а авторская песня в России имеет национальные корни. Я предпочитаю название «авторская песня», хотя оно тоже не очень правильное, потому что у каждой песни есть автор, так что не-авторских песен не бывает.

Так что же такое наша авторская песня? Как написал один неглупый человек, это - «музыкальное интонирование русской поэтической речи» с помощью какого-либо инструмента. Мне нравится такое определение, и если его принимать - получается, что авторская песня исторически лежит в основе всех форм современного искусства кроме изобразительного: копнув историю, мы обнаружим в основе каждой национальной культуры человека со струнным инструментом в руках. Это гусли в России, саз в Средней Азии, гитара – в Западной Европе; в допечатной цивилизации все эти сказители, устные творцы песен, саг, былин и прочего непременно держали в руках какой-либо несложный струнный инструмент, который сопровождал их и помогал интонировать литературную часть. Вот что такое авторская песня – самое древнее искусство на земле!

Если брать иной исторический момент, можно задаться вопросом: отчего авторская песня появилась в России в шестидесятые годы прошлого века? Когда вокруг был и театр, и кино, и книги, радио, телевидение, инструменты разные, хоры всякие – вдруг люди стали брать в руки гитару и в обход всех средств современной художественной информации начали бренчать на гитаре и что-то такое петь? Да оттого, что все другие средства выражения себя были тогда перекрыты цензурой, худсоветами, разного рода партийными комиссиями и властями, и народ, как когда-то в древности, пошел по проверенному древнему пути: струнный инструмент в руки, собрал слушателей - и вперед.

            - В шестидесятые на авансцену культуры вышли люди с гитарами. В девяностые появились другие люди с гитарами – так называемый русский шансон…

            - Что касается русского шансона, тут я вынужден сделать резкое заявление. Шансон – великое французское искусство: Ив Монтан, Жак Брель и прочие, и прочие, а то, о чем вы говорите – это и не русский, и не шансон, где еще и воспевают всякие уголовные дела, так что получается русский криминальный шансон – как вам такое название? Эту музыку сытые дяди за баксы пишут у себя дома, а я, семнадцать лет проработавший на Крайнем Севере, хорошо знаю истинные песни заключенных - великие песни, на которых я учился. Никакого отношения к этой подделке, к этому фальшаку, так называемому русскому, да еще и «шансону», они не имеют.

Молодые –свободнее

- Чем дальше, тем меньше говорят вслух о романтике трудовых  будней и о подвиге ради общего блага. Между тем, например, фильм «Территория», снятый по одноименному роману, поражает не только красотами суровой северной природы, но и, прежде всего, истовым подвигом отдельно взятых людей во имя процветания страны. Почему время героев ушло от нас?

             - Это - вопрос не ко мне, а к тем, кто превратил наше в общество в такое, понимаете ли, абсолютное стадо и лишил нас ценностей, не имеющих валютной конвертации. Как бы мы ни ругали прошлое, но нас, мое поколение военных мальчишек - я ленинградец, пережил блокаду - воспитывали именно в таких ценностях. У нас были другие цели, другие задачи при всех недостатках того времени… Я читал «Территорию» с большим удовольствием, тем более что бывал и на Магадане, и на Дальнем Востоке; я сам геолог, и все то, что написано у Куваева, мне близко. Кстати, в этом романе цитируется моя песня, «На материк идет  последний караван».

- Считается, что когда человек начинает ругать молодое поколение – это верный признак того, что он состарился. Так что позвольте тестовый вопрос: что вы можете сказать по поводу нынешней молодежи?

- Я не состарился (улыбается). И никогда еще не ругал молодое поколение. Нынешние двадцатилетние лучше, чем мы. Они не жили в условиях давления «сверху», они не запуганы с детства невозможностью свободно дышать и говорить, как мое и, вероятно, ваше поколение. Они лучше нас – и будут лучше нас, уверен! Я каждый год  бываю на Грушинском фестивале, где собирается шестьдесят-семьдесят тысяч молодых людей, которые играют на гитарах и поют песни. Они гораздо более свободны.

- А о чем поет нынешняя молодежь?

- Ну, о чем могут петь молодые? О любви! О родной земле, о реке Волге… Приезжайте – послушаете!

От человека ни тепло и не холодно

- Что вы сейчас читаете, слушаете, смотрите?

            - Тут я даже не знаю, что вам сказать, потому что в последнее время читаю мало. Нет времени! Приходится много работать: в свободное от песен время я еще и профессор геофизики. Порой я ловлю себя на том, что если в юности, в детстве очень много читал, то сейчас стал чудовищно серым, потому что почти перестал читать что бы то ни было кроме каких-то уж совсем коротких вещей. Серьезные книги брать в руки не удается, и поэтому я, кажется, потихоньку тупею.           

С кино – то же… что-то, иногда, случайно, хотя когда-то больше всего на свете я любил, обожал кино. Но ходить в кинотеатры не получается уже много лет, разве что смотреть что-то по телевидению, чего, видимо, недостаточно. Да и кино, понимаете ли, в массе своей таково, что интересных фильмов очень мало.

- Вы продолжаете активно вести  научную деятельность: занимаетесь историей Земли, дрейфом континентов, мировыми катастрофами и даже предложили свою модель конца света. Сообщите нам, пожалуйста, когда и каким образом произойдет конец света?

- Я не буду сейчас вдаваться в подробности, но переадресую вас к уже имеющимся исследованиям. Например, на эту тему есть двухчасовой фильм «Легенды и мифы Александра Городницкого». Он доступен в Интернете, в частности, на моем сайте. Кроме того, у меня вышла книга под названием «Тайны и мифы науки. В поисках истины», которая поставила в Москве рекорд продаж, кажется, в прошлом году, при том что это, как ни странно, не детектив, а научно-популярное издание. В ней есть глава, которая так и называется, «Когда наступит конец света».

Также, к слову о мифах, вместе с несколькими другими русскими учеными я резко критиковал идею глобального потепления, которая действительно оказалась жульничеством. Человек никакого влияния на глобальное потепление не оказывает. Это Альберт Гор и его сторонники одурачили человечество, заработав на этом не один миллиард долларов.

Я процитировал бы Платона: верь тому, кто ищет истину, и не доверяй тому, кто говорит, что ее нашел.

Мария ФЕДОТОВА, фото Евгении ЧЕКАНОВСКОЙ.

Справка «НН»

Советский и российский поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде.

            Пережил в Ленинграде первую блокадную зиму.

            В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геологоразведочный факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова.   В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института. В 1954 году отправился в первую геологическую экспедицию.

              В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни.            

Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах. Участвовал в поисках Атлантиды.

Один из ведущих российских ученых в области геологии и геофизики океана.

Автор и ведущий цикла научно-популярных и документальных фильмов.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН.

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации. Песня Александра Городницкого «Атланты держат небо» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.

            Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы и перевал в Саянских горах.