Учительница информатики вывела формулу счастья для себя и своих учеников

Учительница информатики вывела формулу счастья для себя и своих учеников

Говорят, когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи.
- Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети, - сказала первая.
- Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям, - сказала вторая.
- Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках, - сказала третья.
Судя по всему, у колыбели нашей героини была еще и четвертая фея, которая назвала ее Надеждой и сказала:
- Ты будешь счастливой, несмотря ни на какие житейские невзгоды…

Условие теоремы
«На мне, как и на любом педагоге, лежит большая ответственность за то, какими глазами будущий зрелый человек будет смотреть на жизнь. Мне бы хотелось, чтобы это были глаза счастливого человека», - написала Надежда в своем дневнике, когда, окончив Московский пединститут, стала учительствовать в родном Тонкино. И начала выводить свою собственную формулу счастья.
 Дано. Детство - удивительно светлое и чистое деревенское детство в семье, где все любили и уважали друг друга, где труд никогда не был в наказание, где главными человеческими качествами считались порядочность, доброта, ответственность и честность.
Юность - интереснейшая, бурная жизнь в Москве времен начала перестройки со стройотрядами, театрами, ночными бдениями у телескопов, капустниками, походами в горы, друзьями, увлеченными педагогами.
 Родина - малая и большая со всеми ее огромными проблемами и вечными перекосами, но безмерно любимая. «И неважно - трепещет ли сердце при звуке курантов, когда стою на Красной площади, или щемит ли, когда склоняюсь над родными холмиками на деревенском погосте в родных Бердниках».
Двое детей. «Мои милые, заботливые, любимые сыновья, - напишет она. - Мы всегда вместе: в огороде, в лесу, на море, на байдарках, в польском лагере скаутов, на областном компьютерном конкурсе… Старший – опора моя, младший – душа моя. «…Жизнь горит во мне неугасимо, у меня две вечности – два сына!»
 Работа – любимая, интересная, забирающая все силы и время, каждый день разная, хотя вроде бы по сути - одна.
- Откуда истоки этой любви?
- Наверное, из детства… От мамы. Очень рано ей пришлось брать меня с собой на уроки классные вечера, концерты с учениками. Она жила работой и нами, своей семьей. Была счастлива этим. Никогда не говоря высоких фраз о любви, она искренне любила. Помнила имена всех своих выпускников, их детей и внуков. Знала и переживала за судьбу каждого. Любимым занятием для меня в детстве было перебирать огромные стопы поздравительных открыток, приходящих к праздникам от ее учеников. Они до сих пор хранятся в нашем доме, аккуратно разобранные по стопкам и перевязанные руками моей мамы. Когда ее бывшие ученики, взрослые дяди и тети, приходили к ней со своими печалями, я, сидя на печке, слушала их рассказы и удивлялась: откуда мама знает, как им нужно помочь?
Сейчас она в себе узнает свою маму. В ее доме всегда много учеников, а электронный ящик в праздники переполнен поздравлениями выпускников. Адрес, кстати, им очень легко запомнить, ведь в нем содержится ключевое слово всей ее жизни - Тонкино… Ей интересно с детьми, легко с их родителями, комфортно с коллегами.
- Я работаю с радостью, - говорит теперь заместитель директора нижегородского лицея № 8 по учебно-воспитательной работе Надежда Николаевна Самоделкина. - Мои идеи и мысли находят поддержку и помощь в администрации, мне повезло с директором школы…
Доказательств не требуется
 …Доказать: «Я – счастливый человек».
- В математике есть такие теоремы, которые не требуют доказательства, - продолжает учитель информатики. – Это аксиомы. Правильность их заключена в исходных данных. Я счастлива тем, что живу, что у меня были такие детство и юность. У меня есть Родина, дети, любимая работа. Значит, я могу попытаться научить быть счастливыми других людей, в первую очередь своих учеников. Это гораздо труднее, чем научить их пользоваться компьютером, решать задачи или писать программы на разных языках. В понятие счастья я вкладываю отношение к миру, людям, делу, семье. А научить этому можно только лишь своим примером…
…Наш разговор внезапно прервал стук в дверь кабинета информатики. На пороге появился молодой мужчина с портфелем.
- Санечка! – они кинулись навстречу друг другу. Оказалось, бывший ученик, а ныне врач-рентгенолог нижегородской больницы № 38 Александр Емельянов пришел поздравить любимую учительницу с профессиональным праздником. Минута – и вот они уже хохочут, вспоминая, как Санечка играл на ее уроке в «косынку».
- Теперь-то я разбираюсь в людях, я их вижу насквозь, - шутит рентгенолог. - А тогда Надежде Николаевне пришлось со мной повозиться!
Выпускники уходят из школы, всякий раз унося с собой кусочек ее души. Но от этого душа не становится меньше, подобно шагреневой коже, напротив, с каждым годом она все больше наполняется добрыми воспоминаниями и достижениями учеников. Сережа Арефьев закончил военную академию и теперь полковник, служит в Чечне – бывшая учительница, как умеет, молится за него. Саша Груздев помогал Надежде Николаевне с организацией скаутских лагерей. После отъезда учительницы из Тонкино продолжает заниматься туризмом и спортивным ориентированием с ребятами в родном поселке, прошел вместе с ней вулканы и гейзеры Камчатки, горы Крыма и Урала. Ниночка Колодкина закончила пединститут, преподает математику в вузе.
Светланка Речкина работает с детьми в Доме детского творчества. А у красавицы Наташи Исуповой растут дети. Надюшка Малышева – в Ханты-Мансийске. Алеша Сухачев построил дом, растит двух сыновей, живет на родине. Артем Лебедев стал крутым программистом, работает в столице в каком-то суперсекретном институте. Попал туда, пройдя огромный конкурс.
- Это он помогал мне устанавливать новую компьютерную технику в классы, учил меня работать с Сетью, привозил мне самые новые программы…
«Вы стали взрослыми людьми, у многих уже есть свои дети», - напишет она в письме своим первым «нижегородским» выпускникам. До этого она более двадцати лет проработала учителем в Тонкино. «Вы разъехались по свету, но я очень рада, что никто из вас не потерялся в этой сложной жизни. Я знаю о каждом, переживаю за ваши неудачи, радуюсь вашим успехам. И я очень хочу, чтобы каждый из вас нашел в жизни свою формулу счастья…».
Письма в будущее
Большая проблема, считает моя собеседница, учить собственных детей в своем классе. Если в большом городе этого можно избежать, в Тонкино, где школа одна-единственная, когда-то случается, что за одной из парт сидит твой сынок.
- Мам, ты спроси меня завтра по главной теме, - попробовал договориться с ней однажды «по-родственному» ее старшенький, Юрий.
Перебирая карточки с заданиями для семиклассников, заметила, что у одной из них загнут уголок и нарисована едва заметная стрелочка. «Вот хитрец! - подумала про себя». Взяла другую карточку - с самым трудным заданием, загнула у нее уголок и нарисовала точно такую же стрелочку. Каково же было удивление ее первенца, когда наутро он вытащил «счастливую» карточку! Пришлось тогда ученику изрядно попотеть у доски, прежде чем он получил честно заработанный трояк…
А сегодня Юрий Сергеевич Самоделкин - преуспевающий программист, специалист по высоким технологиям. Готовится догнать его и младший сын Николай, пока он учится в аспирантуре. Честно говоря, слушая ее рассказы о детях, я не всегда понимала, когда она говорит о своих, а когда - об учениках…
Это она придумала, чтобы ученики сами себе писали письма с тем, чтобы прочесть их через десять лет. «Хочу поступить в Санкт-Петербургское военное училище и стать майором спецназа», - написал один из ее учеников Вова Корсаков. Сегодня он живет и служит в Москве, полковник спецназа, командир одного из подразделений «Беркута». Недавно получил из рук президента орден «За мужество и героизм».
«Мечтаю работать в школе или в бухгалтерии», - написала другая ее ученица в своем письме будущего.
- Не поверите, Надежда Николаевна! – радостно сообщила недавно она на встрече выпускников. – Я работаю… в школьной бухгалтерии!
Самой учительнице везло на хороших людей, у которых она училась. Ее московскому куратору сегодня восемьдесят семь, но и та три года назад приезжала в Нижний на юбилей любимой ученицы Шишкиной-Самоделкиной…
- Стыдно не отдать то, что мне дали, - почетный работник общего образования Российской Федерации Надежда Николаевна Самоделкина не считает самопожертвованием то, что всю жизнь посвящает ученикам. И ее уроки превращаются в уроки жизни, когда она вместе с ними отправляется в дальние походы – будь то сплав по Усте или поездка на Байкал.
- Через интерес к познанию им открывается и любовь к своей родине, - считает педагог. - Уже побывав с родителями в самых разных странах, они говорят, что таких красивых закатов и радуг, как над Устой, к примеру, нет нигде. И такой вкусной земляники! И такой душистой ухи! И такой чистой родниковой воды! И спрашивают: а куда поедем в следующем году?
- Но ведь бывают и трудные ученики? - я не верю, что все так гладко может быть в школьной педагогике.
- У трудных учеников даже родители трудными бывают, - в ее глубоких, как небо, глазах мелькают озорные искорки. - Одного такого папу мы взяли с собой в поход, и, не поверите, он наконец подружился со своим сыном…
«Ученики - моя семья»
Заядлая театралка, Надежда Николаевна очень любит театр имени Вахтангова и не пропускает ни одной премьеры. Садится в «Ласточку» и отправляется в столицу. Там ее встречают московские друзья, а после спектакля ночным поездом она возвращается в Нижний, чтобы утром успеть к первому уроку.
- Когда мой ученик решает задачу правильно, я им довольна. Но если он решит ее раньше меня, я счастлива…
Конечно, счастье – это миг. У таких счастливых, как Надежда, эти мгновения складываются в годы. И освещают лабиринты памяти негасимым светом. Да, она чаще других теряла близких людей. Но свадеб, крестин, юбилеев и прочих праздников, по количеству выпускников, было несравнимо больше! И она танцевала вальс со своим учеником на центральной площади Севастополя. И на уроке памяти рассказывала о своем отце, участнике Великой Отечественной войны, а ребята понимали, какой это был замечательный человек. Он умер от ран в день Победы, когда она произносила это, их умные глаза становились взрослыми.
У нее трое внуков. Сегодня четырехлетний Сережа уже старший из братьев и по примеру бабушки «воспитывает» двухлетнего Захара. А совсем маленького, который родился в прошлом месяце, назвали Николашкой. Надежда Николаевна и без того светится счастьем, а при упоминании о третьем внуке буквально тает от прилива нежности:
- Беру его на руки, а он такой крохотный…
- У меня очень хорошая невестка, - рассказывает мне по телефону Зинаида Александровна Самоделкина, живущая в Тонкино. – И хотя сына нашего давно нет, мы не перестали считать ее своей дочкой…
- Уверена, что нашему обществу сегодня совершенно необходим именно счастливый учитель, - прощается со мной заместитель директора. - Правильно избравший профессию, любящий не школу, а детей, ответственный, удачливый. От этого зависит счастье многих людей, а по большому счету и будущего страны. И страна в конце концов должна это понять.
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Цифры
Сегодня в сфере образования Нижегородской области работает 51,5 тысячи человек, в том числе 20 456 тысяч учителей дневных и вечерних школ. В новом учебном году сели за парты 316 970 учащихся и в том числе 36 367 первоклассников.
В настоящее время в НГПУ имени К.Минина учатся 4658 будущих педагогов. По данным вуза, 85 процентов выпускников в первый год после получения диплома приходят работать в школы региона.