Школа должна растить цельную личность, убеждена депутат Галина Клочкова

Школа должна растить цельную личность, убеждена депутат Галина Клочкова

Мы продолжаем задавать вопросы депутатам Законодательного собрания, приступившего к работе в осеннюю сессию. Наш сегодняшний собеседник по профессии педагог, директор школы им. Ломоносова. О школе и говорим.
- Галина Юрьевна, каких только идей сейчас не выдвигается, чтобы продолжать модернизировать и переделывать существующую школу. В каком направлении нужно смотреть законодателям, чтобы не нарушить того, что правильно и хорошо, но и не отстать от жизни?
- Задача законодателей - перевести самые хорошие идеи в практическое русло. Вот нужно построить более сотни новых школ. Сначала необходимо определить, что мы понимаем под капитальным ремонтом, реконструкцией, строительством. Что мы вообще хотим от новой школы? Пока мы знаем, чего не хотим, - двух и трех смен. Но этого мало. Надо решить, что для нас является приоритетом? Например, современный спортивный зал, наличие библиотечно-рекреационного пространства, позволяющего моделировать новую форму уроков, актовый зал, помещения для дополнительных занятий, общественных или культурных мероприятий. Важно соотношение классных аудиторий и комнат специального назначения - лабораторий, специальных мастерских, музыкальных, танцевальных классов. Нужно подумать об источниках финансов. У нас есть программа ускорения развития, в ней должно быть что-то, что может быстрее нас приблизить к федеральным средствам.
- В вашей школе умеют связать образование и воспитание, то, что, к сожалению, в современной педагогике оторвалось одно от другого. Опыт частных, как ваше, образовательных учреждений мало изучается. Но вы как депутат можете высказывать свое мнение и настаивать на изменении в законодательстве. Что вы об этом думаете?
- Мы смотрим на образовательное учреждение как на какой-то социальный институт, который нам должен какого-то человека в общество передать. Почти никто не занимается в школе формированием убеждений, мировоззрения, вопросами семьи, морали. Говорят, что все это передают родителям. Это, конечно, бесспорно. У семьи есть свои ценности, подходы. Но гражданина воспитывают в коллективе, у него должен быть социальный, общественный опыт. Он заключается в формировании осознанных потребностей в труде, учебе, в принесении пользы обществу. И пустые разговоры тут ни к чему не приведут, если мы не подумаем о практических занятиях. Неважно, по специальности они или какие-то благотворительные. Дети должны беспокоиться о чистоте собственного двора или собирать макулатуру, помогать одиноким и больным. Если мы будем воспринимать уборку в классе как эксплуатацию детского труда, то договоримся до того, что ребенку нельзя будет дома вымыть посуду или за собой прибраться в комнате. В пропорциях в школьной программе соотношение теоретических и практических знаний должно быть таким, чтобы ребенок осознавал, зачем он учится. И совсем не допустимо, чтобы он думал, что учится, чтобы сдать ЕГЭ. На самом деле это не является целью огромных затрат государства на образование.
- Как вы понимаете тогда роль ЕГЭ в подведении итогов учебы?
- Это как раз то, что я как депутат стараюсь донести и до других законодателей, до российского парламента. Если мы хотим, чтобы выпускники оставались в своем районе, городе, поселке, работали на предприятиях, то не госэкзамен должен быть целью. Вопрос не в усложнении учебного плана, а в выведении ЕГЭ за рамки итогов окончания школы. Единый экзамен должен проводиться круглогодично в специальных центрах, а школа должна выставлять оценки по тем принципам и правилам, по которым учила детей все годы, готовила их как личности. Хочу к следующему заседанию ЗС НО попробовать подвести итоги ЕГЭ не с точки зрения победных реляций, а с точки зрения того, как вузы оценили наших выпускников и куда ребята уехали. Стране нужны люди разных профессий и не только с высшим образованием. Необходимо исправить этот перекос.
Вера АРКАДЬЕВА. Фото из архива школы им.Ломоносова.

Следите за нашими новостями в удобном формате