Мауро Гавацци: «Способность творить не зависит от возраста»

Мауро Гавацци: «Способность творить не зависит от возраста»

Он родился семьдесят лет назад в тосканской Пистойе, одном из самых восхитительных мест Италии, и рисовал всегда, сколько себя помнит. Он получил прекрасное художественное образование во Флоренции, занимался фресковыми росписями правительственных дворцов и частных вилл, многократно представлял свои работы в родной Италии и за рубежом, а затем принялся искать свой собственный путь  в искусстве.
Параллельно синьор Гавацци занимался бизнесом, затем в течение почти десяти лет трудился на посту министра культуры.
Пять лет назад он снова взял в руки кисть и с головой ушел в символизм:  пятна, вуали, знаки, намеки…

Рисовать, как ребенок
«Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок», - цитирует он Пикассо.
Причудливыми жуками разлетелись по холсту орнаменты восточных ковров: подчас знаки, зашифрованные в ковровых узорах, были единственным средством общения ковровщиц, сидящих фактически под домашним арестом.
«Адским» красным цветом не случайно полыхает старая доска: когда-то она была крышкой оружейного ящика, найденного художником на чердаке собственного дома. Отец Мауро был партизаном, и ненависть к войне передал сыну…
Самые его поэтичные картины насыщены плавными линиями и округлыми формами, символизирующими женское начало. «Как мужчина, много поживший и многое повидавший, утверждаю, что самое прекрасное на земле – это женщина», - произносит художник.
На оборотах картин убористо изложены авторские комментарии. То, что непонятно, автор готов пояснить лично – как, например, было на открытии выставки 10 октября в Нижнем Новгороде, где присутствовал Мауро и артистично давал пояснения к своим картинам, которые были представлены в нижегородской галерее искусств «Луна».
Реализм со «странностями»
- Помните ли вы свой первый рисунок? Были ли вы из тех детей, что рисуют на всем подряд, от обоев до книжек?
- Конечно, помню. Мне было девять лет. Я сделал рождественскую картинку – правда, с двумя персонажами вместо трех. И – да, рисовал везде и безостановочно: на обоях, картоне, на попадавшихся под руку любых листах.
- Вы успешно начинали как художник реалистического направления, не так ли?
- Не совсем так. Я пробовал себя в разных жанрах, но в реализме мне всегда чего-то не хватало, казалось банальным просто воспроизводить то, что видишь. Хотелось проникнуть вглубь явлений, вещей и событий, поэтому увлекся  символизмом. В моих работах, особенно портретах, всегда присутствовала «странность». Я даже объекты выбирал такие, нетипичные:  женщина, страдающая повреждением рассудка, человек с болезнью Альцгеймера…
- Вы провели длительное время вне занятий живописью, серьезно занимаясь бизнесом. Как это получилось?
- Получилось очень просто: на заработки от занятий живописью выжить невозможно! Поэтому, будучи выпускником художественной академии во Флоренции, я долгое время руководил итальянским отделением компании Xerox. Время от времени не выдерживал, вставал за мольберт – и рисовал просто так, в подарок знакомым.
Мир не ценит труд художников по достоинству. Когда я нанимаю рабочего, чтобы, например, положить плитку, один час его работы стоит 24 евро. Так если по этому прейскуранту просчитать стоимость моей картины исходя из количества затраченных на нее часов, сумма получится более чем внушительная!
Верный путь к долголетию
- Несомненно, каждый художник готов сказать: «Вот если б я стал министром культуры, я бы тогда…». Оглядываясь на свою работу на посту министра культуры, какими своими достижениями вы гордитесь? О чем сожалеете?
- Я был в течение десяти лет министром культуры, туризма и спорта в лигурийском Аренцано, и за это время сделал немало, хочется верить, полезного для развития искусства в современной Италии. В частности, организовал большое количество выставок, в том числе международных, поддерживал молодых авторов…
Оглядываясь назад, готов покаяться в том, что порой многих оценивал на свой вкус. Я недостаточно дипломатичен по жизни, и если мне что-то не нравится, вполне способен сообщить об этом «в лоб». На недавно прошедшей в павильонах Нижегородской ярмарки выставке «Арт-Россия» ко мне подходили коллеги, спрашивали мнения о той или другой картине, и я честно отвечал, что некоторые работы хороши, а иные имеют определенные недостатки: жизненный опыт и знания дают мне право на экспертную оценку.
А вот о чем действительно не хочется вспоминать – так это о том, что из-за работы министром мне пришлось надолго забросить живопись и заниматься совершенно другими вещами.
- Как произошло ваше возвращение в живопись?
- Когда я осознал, что за плечами уже две трети жизненного пути, то принял решение вернуться  к любимому делу. Это произошло в 2012 году. Мой педагог Джино Дорфлес по сей день здравствует  и не бросает работы, хотя ему уже 107 лет. Способность творить не зависит от возраста, и, рисуя, ты движешься к бессмертию. Так, планируя прожить не менее ста лет, я вновь встал за мольберт.
- Мир сейчас меняется. Как в Италии относятся к России, к русским? Каково ваше мнение о России?
- Несмотря ни на какие перемены, добрые отношения России и Италии – это актуальная и важная тема. В местах, где я живу, очень много русских, например, в Сан-Ремо большая русская община, они дружны с итальянцами. Россия – лучшее государство в мире по всем объективным показателям, она очень богата культурой: литературой, музыкой, поэзией, живописью, тут всего с избытком. Но, конечно, если вы меня спросите, все ли мне нравится в России, я скажу, что нет. Не нравится изобилие современной китчевой архитектуры. А главная проблема, которая стоит перед россиянами, – продолжительность жизни. Ее необходимо увеличивать!
Мария ФЕДОТОВА. Фото Алексея МАНЯНИНА.


Следите за нашими новостями в удобном формате