Юрий СИМОНОВ: «Я люблю молодежь»

Юрий СИМОНОВ: «Я люблю молодежь»

«Мне было три года. Меня привели на спектакль в саратовский оперный театр, мы сели в директорскую ложу. Когда увидел дирижера, то встал на стул и тоже начал «дирижировать». Впрочем, в 12 лет я уже осознанно сделал выбор в пользу дирижирования, и в этом возрасте состоялся настоящий дебют – я дирижировал сороковой симфонией Моцарта в исполнении оркестра нашей детской музыкальной школы. И с тех пор не могу остановиться».
Так Юрий Симонов рассказывал корреспонденту «НН» о своих первых шагах к мировой славе.
Шлифуя собственной рукой
Третьего ноября народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии Юрий Симонов продирижирует симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. В рамках абонемента №1 «Пять из десяти» состоится концерт, посвященный столетию революции 1917 года в России. В программе -  Шостакович: 12-я и 9-я симфонии, а также две пьесы для струнного октета (в инструментовке Юрия Симонова).
- Как изменился наш город со времени вашего последнего приезда?
- Дирижер вряд ли может ответить на такой вопрос, потому что он с поезда едет в отель, из отеля на репетицию, затем работает концерт, а сразу после концерта садится в поезд или на самолет и едет дальше. Так что мне трудно судить об изменениях – я просто очень мало видел. Правда, когда мы подъезжали к филармонии и передо мной предстал кремль, вспомнилась великая история Руси, история собирания земель… Впрочем, думаю, ваши патриоты могут рассказать о нижегородском кремле гораздо больше, чем я!
- Говорят, что у вашего оркестра – особый состав. Что это значит?
- Действительно, у нас особый коллектив. Москва – город с очень большим количеством музыкантов, она не замкнута в себе, как, например, ваш город или Санкт-Петербург, в котором у выпускников консерватории достаточно ограничен выбор мест работы. Москва – дело другое: это проходной двор, где люди постоянно меняются, приезжают, уезжают… Признаюсь: я люблю молодежь. Я хорошо отношусь и к нашему старшему поколению, и все же, когда музыкант по тем или иным причинам уходит из нашего коллектива, мы стараемся не брать на его место так называемых «опытных оркестрантов», которые, в общем, не нуждаются в дирижере. Я предпочитаю принимать молодых, в том числе студентов, потому что я очень люблю воспитывать кадры для нашего оркестра, шлифуя их своей рукой. У меня есть к этому вкус и внутренняя расположенность.
Недемократично. Зато полезно
- Неуклонно сокращается финансирование культуры. Как же выживать в таких условиях?
- Понимаете ли, коррупция существует везде, в том числе в культуре. Огромные деньги тратятся на… как бы это так сказать, чтобы никого не обидеть… на поддержку культуры невысокого качества. К сожалению. То, что несколько лет назад произошло в Новосибирске – я имею в виду постановку «Тангейзера» - издевательство над хорошей, классической музыкой. Вместо того чтобы заказать музыку современному композитору – их полно безработных по улицам ходит, и каждый хочет кушать, так пусть он получит заказ и напишет, например, «Тангейзер-1» или, там «Риголетто-2» - так вот, вместо этого так называемые новаторы-режиссеры берут хорошую музыку и извращают ее. Это я к вопросу «давать деньги на культуру». На какую именно культуру?
Такое безобразие в России началось не очень давно. В советское время все было устроено по-другому: настоящие, хорошие музыканты по всему миру ездили на гастроли за счет правительства, а бесталанных никуда не пускали. Сейчас бы сказали, что это недемократично. Да, недемократично. Зато полезно для культуры. В последние годы они, словно тараканы, туда полезли – все эти не очень талантливые, совсем не талантливые и вовсе бездарные, но очень цепкие ребята. Еще тридцать лет назад ничего похожего не было. Оркестрами руководили настоящие мастера, а не безвестные студентики-японцы или голландцы. Я спросил один раз, не удержался: «Зачем вы ставите его к оркестру, он же ничего не умеет!». А мне говорят: «Ну, он же  иностранец… может быть, он свозит нас на гастроли за рубеж…».
Взять тот же «Тангейзер» в Новосибирске: почему меня не пригласили? Уверен,  что я неплохо бы справился, имея в постановочном активе всего Вагнера. Другой вопрос, что я, конечно, отказался бы от подобного приглашения к издевательству над классикой. Но меня никто даже не пригласил!
Между прочим
Связанные крепкой дирижерской дружбой Юрий Симонов и главный дирижер оркестра нижегородской филармонии Александр Скульский – однокурсники по Московской консерватории. Оба учились в классе профессора Николая Рабиновича, возглавлявшего тогда кафедру симфонического дирижирования… и Симонов был лучшим и любимейшим учеником профессора Рабиновича.
- В шестьдесят восьмом году Юра триумфально победил на конкурсе дирижеров в Италии, - рассказывает Александр Скульский, - и как-то очень легко и быстро стал главным дирижером Большого театра, и уже находясь в этой громкой должности, приезжал в Горький. Помню, он, без какой-либо фанаберии и снобизма, вышел к нашему оркестру и сказал: «Я ведь к вам приехал не карьеру делать, так что будьте добры играть так, как полагается». Тогда он продирижировал «Фантастическую симфонию» Берлиоза и восемь оперных фрагментов, а уезжая, оставил в дар две партитуры, которых у нас не было (оркестровые ноты по сей день является большой ценностью, порой раритетом. – Прим.М.Ф.) - увертюру к «Шелковой лестнице» Россини и «Путешествие Зигфрида по Рейну» из вагнеровской тетралогии. По этим нотам мы играем до сих пор, и каждый раз, глядя на эти партитуры, я вспоминаю гастроли Юрия Ивановича.
Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Народный артист СССР, кавалер Ордена Почета РФ, обладатель множества почетных наград и званий Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова и по дирижированию у Николая  Рабиновича. Студентом-второкурсником Симонов стал лауреатом Второго Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве и был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность главного дирижера.
В 1968 году в Риме на конкурсе дирижеров Юрий Симонов становится первым советским дирижером-победителем международного конкурса, после чего Евгений Мравинский взял его ассистентом в свой оркестр.
С февраля 1970 года был назначен главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение «рекордных» для данной должности 15 лет.
Юрий Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. Он выступал с самыми знаменитыми оркестрами мира, участвовал в крупнейших международных фестивалях. Более тридцати лет является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра. Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской.
В настоящее время проживает в Будапеште.
В репертуаре дирижера — произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников.