Алла Сурикова: «Эти фильмы - мой гражданский жест»

Алла Сурикова: «Эти фильмы - мой гражданский жест»

6 ноября отметила свой день рождения классик отечественного кинематографа, режиссер Алла Сурикова. Незадолго до того она посетила Нижний Новгород, где в программе XI Ассамблеи «Русского мира» представила новый документальный фильм «Доктор Саша», снятый Вячеславом Серкезом - учеником Аллы Ильиничны - на ее же студии «Позитив-фильм».
Перед показом, который состоялся в актовом зале второго корпуса ННГУ, Алла Сурикова ответила на вопросы заинтересованной молодежи. Как оказалось, «Доктор Саша» - лишь часть ее обширного документального проекта, посвященного самым страшным страницам Второй мировой войны - концлагерям.

Перед героем открылись врата рая
- Расскажите, пожалуйста, кто такой доктор Саша?
- Доктор Саша, Александр Иосилевич – военврач, офицер, коммунист, еврей в одном флаконе. Он прошел девять концлагерей, скрывался под чужой фамилией. В Маутхаузене он работал в ambulance и там, насколько это было возможно, спасал людей. Заключенные начисто брили стеклом его черные курчавые волосы, чтобы немцы не догадались о его национальности.
Там, в Маутхаузене, произошла замечательная история с будущим премьер-министром Польши, тогда лидером польских патриотов, Юзефом Циранкевичем, которого, раненого, привезли в этот амбуланс, в его карточке значилось: «Расстрелять». Доктор Саша осуществил подмену: сказал, что Циранкевич скончался, и сдал немцам труп другого заключенного…
Когда пришла победа, уцелевший среди немногих доктор Саша вернулся в родной Харьков и, в забвении и нужде, существовал, не имея ни жилья, ни наград, ни приличной одежды. Однажды к нему на улице подошли двое в штатском, посадили в машину, привезли к какому-то серому зданию, обмерили с ног до головы… Здание оказалось складом одежды: там ему выбрали прекрасный костюм. Затем вернули награды. Дали квартиру. Дали паек! Дело в том, что к Брежневу приехал Йозеф Циранкевич и заявил, что желает отблагодарить своего спасителя, а поскольку он собирался заехать в Харьков, чтобы сказать спасибо Саше лично, перед тем моментально открылись врата рая… Об этом замечательном человеке - настоящем советском офицере - мы и сняли картину, и я делала все для того, чтобы она состоялась.
- Как вы видите прокатную судьбу «Доктора Саши»?
- Это документальный фильм, то есть кинопрокат - вряд ли. Я надеюсь, что его покажут по телевидению - и «Звезда», и «Культура».
Есть планы показать за рубежом. Мы демонстрировали этот фильм в Австрии, причем как раз 22 июня, и очень успешно. В Израиль поедем - музей холокоста Яд Вашем очень помогал делать эту картину. Собираемся в Польшу съездить; может быть, там поймут, что Циранкевич остался жив и управлял страной благодаря нашим ребятам. Сейчас такой негатив идет от поляков, от украинцев, но у Славы Серкеза собраны, например, интервью с узниками концлагерей, которые он делал еще до начала этой откровенной вражды с Украиной...
Работа над кино такого рода - гражданский жест. Плюс моя личная заинтересованность, постольку поскольку я все-таки родилась в Советском Союзе.
- Ждать ли нам продолжения?
- Вполне возможно. Тема – неисчерпаемая! Героев и историй было невероятное множество. Например, американцы сняли фильм «Побег из Собибора», в основе сюжета которого лежит реальная история единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти. Так вот, герой этой истории, придумавший план и организовавший восстание, - советский военнопленный, лейтенант Печерский, прибывший в Собибор вместе с группой солдат-евреев. Он прожил долгую жизнь, умер в Ростове-на-Дону в 1990 году, никаких наград за тот мятеж не получил. Совсем недавно раскопали эту историю и поставили Печерскому памятник…
Мы снимаем эти фильмы для того, чтобы не потерять историческую память. Предыдущий фильм Славы начинается с интервью с детьми: что такое война, кто такие узники… Они не знают! Более того, три четверти ребят, которые сейчас будут со мной встречаться в университетском зале, слабо догадываются, кто я такая. Потому что они смотрят другое кино; более того, не кино, а телевидение и, более того, сериалы. И, видимо, это затягивает. Даже мой муж приходит с работы, включает телевизор - и всё…
Еще не все сбылось
- В Нижнем Новгороде есть памятник Евгению Евстигнееву, и все творческие люди загадывают желания, положив руку на его плечо. Не планируете ли вы воспользоваться нижегородской приметой? Или у вас уже «все сбылось»?
- Ну, во-первых, не бывает такого творческого человека, у которого «все сбылось», обязательно есть неосуществленная задумка, хоть какая-то мечта да маячит впереди. Во-вторых, когда Женя был жив, мне удалось положить ему руку на плечо. Хотя он у меня и не снимался. Это был очаровательный, очень талантливый человек, от него шла невероятная, незабываемая энергетика приятия, юмора, доброжелательства. Конечно, если хватит времени, я подъеду к памятнику, чтобы положить цветочки. Но мое расписание для меня - пока загадка.
- Правда ли, что ваш знаменитый фильм «Ищите женщину» снимался в одной комнате?
- Ну, не совсем уж в комнате (улыбается). Был построен красивый, очень приятного цвета павильон, делал его прекрасный художник Миша Карташов… Единственная натура, которая присутствует в кадре, была снята моим учителем Георгием Данелия. Георгий Николаевич поехал во Францию снимать свою картину «Паспорт», и мы дали ему коробочку пленки. На нее-то он и снял нам Париж «для телевизора».
Мария ФЕДОТОВА. Фото с сайта Ассамблеи «Русского мира».

Справка «НН»

Алла Ильинична СУРИКОВА родилась 6 ноября 1940 года в Киеве, заслуженный деятель искусств РФ, народная артистка РФ.

Окончила филфак Киевского университета (1965) по специальности «русский язык и литература», параллельно занимаясь математической лингвистикой. В конце 1960-х годов пришла в кино. Автор идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш».

Среди режиссерских работ Аллы Суриковой - классика отечественного кинематографа, в том числе «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Московские каникулы», «Дети понедельника»…