Студенты Нижегородской консерватории играют на всем, что попадает под руки

Студенты Нижегородской консерватории играют на всем, что попадает под руки

Сто лет назад классик писал о «флейтах водосточных труб». Сегодня музыканты зажигательно исполняют современные партитуры не только на барабанах и маримбах с ксилофонами, но и, при необходимости, на кастрюльных крышках, консервных банках и прочих предметах, до сего времени как музыкальные инструменты не рассматривавшихся.
На днях эти «инструменты», будучи представлены студентами Нижегородской консерватории, произвели фурор на сцене Казанской консерватории в программе V Всероссийского открытого конкурса ансамблей духовых и ударных инструментов. Наши музыканты  заняли на конкурсе первое место!

Без жестянок не обойтись
А незадолго до того конкурсная программа прозвучала в Большом зале Нижегородской консерватории: перед поездкой в Казань ее показали публике студенты, получающие высшее образование в классе ударных инструментов у профессора Игоря Кораллова. Талантливые ребята исполнили сложнейшие произведения, продемонстрировав прекрасное владение широким арсеналом ударных инструментов.
- В нашей программе, кстати насыщенной всероссийскими и мировыми премьерами, действительно, помимо привычных всем академических ударных инструментов, задействовано немало всевозможных утилитарных предметов, - рассказывает профессор Игорь Кораллов, -  так что мы лишь выполняем требования композиторов, указанные в партитуре, например: «Пять жестяных банок разной высоты» или «Три кастрюли разного объема». Как оказалось, все эти предметы очень интересно, индивидуально звучат, и вкупе со стандартными инструментами создают потрясающие акустические эффекты. Ну а в некоторых пьесах, например Tin Play, без жестяных банок просто не обойтись.
Композиторские указания по поводу инструментального состава были восприняты воспитанниками консерватории уважительно и серьезно.
- Мы не брали первое, что под руку попадется, - поясняет профессор Кораллов, - но приносили из дома массу всяких предметов и слушали, как они звучат. Какие-то отвергали, какие-то оставляли в классе для дальнейшей работы; в поиске наилучшего звука ездили по хозяйственным магазинам…
Далее на основе оптимальных «инструментов» создавались конструкции, обеспечивающие удобство игры и эстетичные внешне. Кстати, для конкурса в Казани все эти существующие в единственном экземпляре приспособления, естественно, пришлось взять с собой. И ничего, что они заняли добрую половину автобуса, потеснив музыкантов…
Вселенная бесконечного звука
Результат - налицо: потрясенные слушатели отмечали высочайшую технику молодых музыкантов, погрузивших публику в состояние, близкое к трансовому. Сложнейшие сочетания ритмов, необычные акустические эффекты, тембровое богатство быстро заставили зал забыть, посредством каких именно предметов - академических или профанно-кухонных - рождается вся эта звуковая вселенная.
Впрочем, изюминка программы нижегородской делегации - японская «Волна». Это сложнейшее, очень редко исполняемое произведение для маримбы соло и ансамбля ударных инструментов, написанное знаменитой Кейко Абэ. Несмотря на свои восемьдесят лет, она  активно концертирует, преподает, сочиняет. В недавней творческой встрече с госпожой Абэ в Москве Игорь Владимирович узнал немало нового о философии отношения к музыке и к бесконечно расширяющемуся миру звуков. Как тут не вспомнить корифея современной музыки Марка Пекарского, утверждающего, что ударным инструментом является любой предмет, который издает звук при ударе!
Ну а нам, слушателям, остается лишь ждать новых изысканных тембровых находок… исполняемых воспитанниками профессора Кораллова.
Мария ФЕДОТОВА. Фото  Александра ВОЛОЖАНИНА.