Накануне нового года в нижегородском «Арсенале» открылись сразу три выставки

Накануне нового года в нижегородском «Арсенале» открылись сразу три выставки

Накануне нового года в «Арсенале» (Кремль, корпус 6) открылись сразу три выставки. Все три - очень разного плана, но одинаково касающиеся событий последней пары лет. И, кстати, все эти выставки работают до 25 марта.
В получасе от Марса
Стригино - это нижегородский аэропорт, Стригино-2 – будущий космопорт, ну а Стригино-3 - космопорт, временно работающий в «Арсенале». Современный художник Ростан Тавасиев выстроил в арсенальских залах, благо места предостаточно, самый настоящий космопорт – с залами ожидания, паспортным контролем, указателями, зоной прибытия, duty free и прочими необходимыми пространствами, аранжированными такими предметами, что не сразу и поймешь (или вовсе не поймешь) их назначение. Зритель, втягиваясь в предлагаемую авантюру, по яркому коридору попадает внутрь произведения искусства, словно в игровую комнату, и начинает существовать по его правилам.
Кстати, данный звездный вокзал – яркий, необычный, фантастически-причудливый – переносит отважных звездонавтов в атмосферу созданного Тавасиевым же диафильма-сериала «Капля креацина», повествующего об изобразительном искусстве далекого будущего. Этот сериал, слегка взрывающий мозг, доступен для свободного просмотра в сети Интернет.
С широко закрытыми глазами
«Современная графика по Брайлю» (руководитель проекта Анна Суворова, куратор Наталья Савинова) - это смелая попытка сделать современное искусство доступным для лиц с ограниченными возможностями зрения.
В основе выставки – собственно современная графика, например, иллюстрации к Довлатову и Конан Дойлю. Но картиночки трехмерные, выпуклые, и их можно трогать руками. Рядом с ними имеется описание на языке Брайля, а при желании нажатием кнопки можно включить аудиогид - подробное описание представленных произведений.
Если повернуться от современной графики на 180 градусов, то есть шанс нащупать современную скульптуру - куриц под кустом, обвешанным тряпками.
Пляшущие человечки
Выставку «Движение воображения. Новая авторская анимация», посвященную отечественным режиссерам-
аниматорам, курируют столичный продюсер Надежда Свирская и нижегородец, график-концептуалист Евгений Стрелков.
Экспозиция опирается на 14 анимационных фильмов, точнее, на ту часть этого айсберга, о которой мало задумывается рядовой зритель: эскизы, раскадровки, рисунки, фотодокументация, кадры из фильмов, коллажи. Таким образом, мы видим кухню ипохондрии, джазового неистовства, мадагаскарских сказок и бумажных танцев. Мы начинаем их понимать, а значит – принимать и любить.
Надежда Свирская считает, что многие россияне, справедливо обожая советские мультфильмы, совершенно не знают, что происходит в российской анимации в последние годы. И зря! Наши мультфильмы хорошо известны на международных фестивалях. Например, в 2016 году впервые в истории анимационная лента Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» вошла в шорт-лист премии «Оскар»; правда, эту сенсацию затмило награждение «Оскаром» Леонардо Ди Каприо.
Российская анимация сегодняшнего дня чаще адресована взрослым. Это вовсе не те роскошные полнометражные ленты по классическим русским сказкам, нет: сейчас больше принят короткий метр, графический эксперимент, философское или хулиганское высказывание, но в память они западают надолго и серьезно. Многие произведения современных аниматоров, кстати, доступны в Сети.
«Арсенал» работает с 12.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника, по средам вход на все выставки свободный.
Мария ФЕДОТОВА. Фото Алексея ШЕВЦОВА.

Кстати
Журнал «Артгид» обнародовал ежегодный топ-50 самых влиятельных людей в современном искусстве. Директор отметившего в этом году свое двадцатилетие Волго-Вятского филиала музейно-выставочного объединения «ГЦСИ-РОСИЗО» Анна Марковна Гор заняла 13-ю позицию, начальник выставочного отдела Алиса Савицкая - 49-ю.