Всегда ли надо верить результатам тестирования ученика

Всегда ли надо верить результатам тестирования ученика

Пятиклассник одной из школ Нижнего Новгорода в конце второй четверти принес заключение психологического тестирования, проводимого в школе. Результат просто сразил родителей.
Выводы делать рано
- Получается, что наш сын - дурачок или, по крайней мере, недоумок. А что еще нам думать, если в  заключении группового теста говорится, что «уровень интеллектуального развития низкий»?  - возмущался папа ученика, которого школа «обрадовала» такой нелестной оценкой развития его чада.
При этом мальчик учится нормально - первую четверть  закончил без троек - на четыре и пять. На каком основании были сделаны  данные выводы и что с ним делать, непонятно, так как никаких рекомендаций в связи с таким результатом тестирования дано не было, недоумевали родители.
Психологические обследования детей в школах не редкость, но   многие из мам и пап не понимают, для чего и как они проводятся. В данном случае очевидно, что школьный психолог поступила непрофессионально, нарушила профессиональную этику.  
- Выдавать результаты диагностики на руки ребенку психолог не должен, - заявили в министерстве образования Нижегородской области.   
- Знакомство с данным результатом могло нанести мальчику психологическую травму. Кроме того, делать подобные выводы, опираясь на результаты одного теста, ни в коем случае нельзя, - подтверждает и нижегородский психолог Любовь Плеханова, которая много лет проработала в школе. - Пятый класс для ребенка такой же сложный, как и первый. Он переходит в среднее звено, осваивает кабинетную систему, Теперь его учит не один педагог, а несколько, и у каждого учителя-предметника свои требования. В данный период не рекомендуется проводить какую-либо диагностику, так как дети находятся в процессе адаптации. В пятом классе, так же как и в первом, психолог только спустя полгода может проводить тестирование, призванное оценить успешность адаптации.
Наблюдение дает больше
Как родителям реагировать на результаты психологического обследования?
- Родители должны понимать, что по результатам одного теста, точно так же как по одной плохой отметке, нельзя судить об интеллектуальных способностях ребенка. Мальчик мог неправильно понять, что от него требуется, мог  быть усталым, невыспавшимся. Состояние ребенка играет не последнюю роль при проведении диагностики. Сегодня существует масса психологических тестов. Многие из них устарели, и,  на мой взгляд, нет смысла их использовать, так как полученные результаты вряд ли можно считать показательными, - приводит свои доводы эксперт.
- Чтобы прийти к какому-либо выводу, психологом должна быть проведена комплексная работа. Общение с ребенком, метод наблюдения за ним в различных ситуациях - на уроке, на переменах - дают гораздо больше информации, чем некоторые тесты. Также очень важна чистота эксперимента, то есть те условия, в которых проводится психологическое обследование. Ученик должен быть правильно настроен на тест, понимать, что это не контрольная работа, там нет правильных и неправильных ответов, а нужно отвечать то, как думает, чувствует. Кроме того, далеко не все тесты можно проводить одновременно для всего класса, некоторые стоит давать в небольшой группе, какие-то индивидуально, - разъясняет Любовь Плеханова.
Сегодня в большинстве школ Нижегородской области в штате есть психологи, их около 500 человек. Основные направления работы таких специалистов прописаны в профстандарте педагога-психолога, который внедряется с января 2017 года. Задач множество. В их числе: психологическая диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей и учителей, психологическое просвещение и профилактика, участие в наборе первоклассников, профориентация старшеклассников. Психолог может помочь учителю решить проблемы с плохой дисциплиной на уроках, выявить причины плохого усвоения материала учениками. Школьная психологическая служба также призвана эффективно помогать в разрешении конфликтных ситуаций.
- В нашей гимназии прежде, чем проводить тестирование детей, с нас, родителей, взяли письменное согласие и заверили, что результаты психологического обследования никуда не уйдут за пределы школы, - рассказала мама второклассницы Канавинского района Нижнего Новгорода.
Этика не регламентируется
Как разъяснил начальник дошкольного и общего образования регионального минобра Виктор Шмелев, федеральным и региональным законодательством  не предусмотрено согласование с родителями (законными представителями) проведения психологического тестирования детей. Но у данного вопроса есть другая сторона - этическая. И с этой точки зрения администрациям образовательных учреждений стоит предусмотреть согласование с родителями процедуры тестирования. Например, данная норма может быть частью  договора, который заключается между родителями и школой. Особенно в том случае, если школа планово использует тестирование как инструмент психологических исследований.
Конечно, результаты опроса интересны и родителям обучающихся. В этом случае также необходимо соблюдать этические нормы. Если он проводится с целью изучения индивидуальных особенностей обучающихся, то конкретного родителя можно знакомить только индивидуально и только с результатами тестирования его ребенка.
В случае если тестирование проводилось с целью оказания методической и психологической помощи учителю, психолог вправе отказать родителям в ознакомлении с его результатами. При этом отказ должен проводиться мотивированно в доброжелательной форме.
- Главное призвание психолога - не навредить, а помочь ребенку, - подчеркивает Виктор Шмелев.
Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

В тему
Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала его сыну вслух со слезами на глазах: «Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), однажды пересматривая старые семейные архивы, ученый наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».
Эдисон рыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

Важно!
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Следите за нашими новостями в удобном формате