Семейному счастью научат в школе

Семейному счастью научат в школе

Детей в школе учат многому: закону всемирного тяготения, высшей математике и даже основам экономики, но не говорят о том, что им предстоит создавать свои семьи.
Указаний ждать не стали
Незнание психологических различий, неумение выстраивать отношения, вести совместное хозяйство способствуют тому, что по разводам наша страна чуть ли не впереди планеты всей.
Ежегодно, по данным Росстата, разрывают узы брака порядка 600 тысяч человек. Министерство образования и науки РФ это натолкнуло на идею по введению в школы образовательного курса «семьеведение», или уроков семейного счастья.
Поддерживают эту идею и сами ребята. Исследование показало, что 66 процентов опрошенных молодых людей убеждены в необходимости получения знаний в сфере взаимоотношений супругов.
Активная образовательная деятельность по тематике семьеведения уже ведется в 38 регионах нашей страны. Программы курса включают знания психологии, педагогики, медицины и в разных регионах имеют разные названия, например: «Основы семейной жизни», «Этика и психология семейной жизни», «Нравственные основы семейной жизни», «Мир семьи». Курсы рассчитаны на различные возрастные категории - от дошкольников до старшеклассников.
 В девяти субъектах РФ действуют региональные программы по семьеведению. В 29 субъектах преподавание ведется на основании решений отдельных муниципалитетов и школ. Так, в Татарстане рабочая программа по факультативному курсу семьеведения появилась еще в 2013 году, когда был издан приказ по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план ряда школ. С того же года в республике реализуется пилотный проект, предусматривающий введение курса семьеведения в объеме один час в неделю. Занятия проводятся по учебно-методическому пособию, составленному профессором Казанского университета культуры и искусств Лидией Карцевой. Школьникам рассказывают о социальной значимости институтов брака и семьи, мотивах безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской семье.
В Башкортостане также есть такой опыт: в Уфе уже три года в десяти школах и в одном профессиональном колледже ведутся уроки по экспериментальной программе семейных отношений.
- Занятия проходят по-разному. Каждый учитель, несмотря на одинаковый краткий конспект урока, вносит свое видение, связанное зачастую с тем предметом, который является для него основным. Учителя-филологи берут много примеров из литературных произведений, приводят истории известных героев. Учителя истории находят подходящие исторические факты. Урок учителя по изобразительному искусству насыщен наглядными материалами. Учитель культуры Башкортостана вносит в урок яркие краски национальных культур, - делится своими наблюдениями в Сети после серии открытых уроков педагог Гульнара Тарасова, которая ведет новую дисциплину.
Восполнить пробел
В Нижегородской области, как разъяснили в региональном министерстве образования, нет такого предмета. Но есть немало сторонников его введения. Кандидат психологических наук Людмила Бирюкова в середине 1990-х преподавала этику и психологию семейной жизни в одной из нижегородских школ. Педагог не сомневается в пользе данных занятий.
- До сих пор мои ученики вспоминают уроки, на которых мы обсуждали образ будущего супруга, проигрывали различные ситуации и учились разрешать конфликты в семье, - рассказывает Людмила Александровна.
- Это очень нужное дело. Надо учить молодежь, как распознавать потенциального партнера, как строить с ним отношения. Это важно прежде всего для сохранения личности и здоровья подрастающего поколения. Когда начинаешь говорить об этом с учениками колледжей и студентами высших учебных заведений, то видишь большой интерес с их стороны к данной теме. К сожалению, многие подростки рано начинают жить половой жизнью, а необходимых знаний у них нет. Информацию они черпают из сомнительных источников в Интернете. Следствие этого - большое количество пар, страдающих бесплодием, - отмечает врач клинической лабораторной диагностики высшей категории, репродуктор Елена Баранова.
- Главное - правильно преподносить детям информацию. Педагог должен очень деликатно разговаривать с детьми на эту тему, должна быть тщательно продумана комплексная программа, позволяющая обсудить с детьми то, когда лучше вступать в брак, как рассчитывать семейный бюджет, как общаться с супругом, супругой, как распределять обязанности, воспитывать детей. Упор должен быть сделан на том, как важно для выстраивания крепких отношений в семье уметь уважительно относиться друг к другу, заботиться, брать ответственность, - говорит Галина Хитрая, учредившая общественную организацию «Крепкая семья».
Забава или необходимость?
В то же время не совсем ясно, как впишется новый предмет и в без того загруженное расписание старшеклассников. Обсуждающие эту новость некоторые нижегородцы высказываются скептически по поводу нового курса. Кто будет вести эту дисциплину в школе? И не будут ли преподаваемые постулаты идти вразрез с тем, что ребенок видит в собственной семье?
По мнению вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, у нас есть одна опасная забава - мы создаем новые и новые дисциплины в школе.
- Для того чтобы ребенок знал и понимал свою социальную роль в будущей семье, существует множество дисциплин, которые дают ответы на эти вопросы. Это русская литература, история, уроки труда, пение и другие, - заявляет депутат.
С другой стороны, из-за отсутствия специального курса преподавателям приходится использовать учебники, строящиеся на разных концепциях, зачастую противоречивых, отстаивает свою точку зрения член Российской академии образования (РАО) Артур Реан. Он уверен, что важно научить ребят всем тем вещам, которые спасают семью от разладов и разводов.
Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Цифры
По данным ГУ ЗАГС Нижегородской области, в 2017 году в Нижегородской области зарегистрировано 22 860 браков. Это на 6 процентов больше, чем в 2016 году. За год количество новых семей возросло на 1295. Отмечается, что для 15 372 мужчин и 15 138 женщин это была первая свадьба в их жизни.

Следите за нашими новостями в удобном формате