Юрий КРАСКОВ: «Нет границ между людьми»

Юрий КРАСКОВ: «Нет границ между людьми»

Великий и ужасный, смешной до колик и тонко наблюдательный Гоголь. Произведения и письма великого писателя на филармонической сцене в рамках абонемента «Литературные встречи в кремле» представил заслуженный артист России, актер театра имени Вахтангова Юрий Красков. Полуторачасовой моноспектакль пролетел на одном дыхании, причем не только для слушателей, но и для самого артиста, вместе с которым зал ужасался болезненно-живому «Портрету» и безудержно хихикал над кумушками из «Мертвых душ»…
После концерта корреспондент «НН» расспросила Юрия Валентиновича о Гоголе и не только.

Потому что это классика
- Юрий Валентинович, недавно прошли святки - традиционное время историй, легенд и сказок. Вы родились на Украине, славящейся своими фольклорными «ужастиками», увековеченными Гоголем. Рассказывали ли вам, ребенку, сказки и предания?
- Нет! Я ведь все-таки не в деревне рос, а в Днепродзержинске, индустриальном городе. В сельской местности – там да, бывало, и порой в памяти всплывает, как меня мальчиком на лето вывозили в село и бабушка мне что-то рассказывала. Но почему-то гораздо больше запомнились не сказки, а украинские песни: я еще совсем маленький, на столе самогоночка, закуска - и вот начинаются песни. И песни эти не за душу брали, а за позвоночник. Мурашки по спине бежали от этих песен!
- Ваши впечатления от украинского детства могли повлиять на работу над спектаклем по Гоголю?
- Могли, могли! Как минимум «гэканье» в читке писем, специфические устные обороты… Я помню этих людей, их интонации: Гоголь очень четко поймал все нюансы говора, ухватил речевой стержень. Ну а проблемы, которые представлены в текстах, вечны. Потому-то это и классика.
- Сейчас на родине бываете?
- Я езжу туда каждое лето в отпуск. У меня там остались близкие родственники. Не сказал бы, что там что-то кардинально поменялось: люди как жили, так и живут, не богато и не бедно. Хотелось бы верить, что скоро все вернется на свои места, потому что вижу некую искусственность в происходящем: когда приезжаю, меня спрашивают: «И как вы там, в Москве, живете?»  
- Вы так обаятельно читаете, что после вашего концерта хочется срочно схватить и перечитать полное собрание сочинений Гоголя! Наверное, работая в кино, вы принесли бы немало пользы обществу, заинтересовывая зрителя высокой литературой…
- Не уверен. То есть, наверное, принес бы, если бы сейчас существовало кино, которое, как говорится, заточено на духовные ценности. То самое кино, которое было раньше, - с цензурой и прессингом «сверху», но когда творили и Гайдай, и молодой Михалков, и Данелия, и Рязанов. И сейчас, думается, есть люди, которые по-честному относятся к искусству и к себе в искусстве, но наверняка им сложно, и поэтому они не очень видны. А видны те, кто локтями способен шевелить. Папанов, Евстигнеев – как бы сложилась их судьба сегодня? Они ведь не лезли никуда, достигая невероятных вершин исключительно за счет своего внутреннего духовного богатства и  таланта актерского. Боюсь, в сегодняшнем кино такое мало кому нужно. Да и мне, бывало, предлагали роли. И я даже иногда участвовал в кино, но только когда очень сильно и очень срочно были нужны деньги. Например, в «Казус Кукоцкого» Юры Грымова немножечко попал.
Нас принимают стоя
- Будете ли вы ходить на матчи чемпионата мира по футболу, который скоро начнется в нашей стране?
- Я люблю футбол, но не могу смотреть игру нашей сборной. Между нами: когда начинается турнир, жду, чтобы они побыстрее вылетели – и уже смотрю с удовольствием. Потому что не болеть за нашу сборную я как патриот не могу, но смотреть на них стыдно. Впрочем, наши никогда особо в футболе и не блистали… Если не считать периода шестидесятых, семидесятых годов, когда играли Блохин, Старшинов и было киевское «Динамо».
- Может, мы просто не футбольная страна?
- Возможно, и это тоже. Но с футболом сейчас вообще что-то странное творится. Бразилия чудовищно сдала: вспомните, как они выглядели на последнем чемпионате, немцам проиграли шесть-один! Пеле, наверное, от стыда сгорел!
- К слову о международных отношениях. Театр имени Вахтангова много гастролирует за рубежом. Как принимают русскую литературу за границей?
- О, тут всё несомненно. Мы приезжаем со спектаклями в Англию, во Францию, в Китай - с «Дядей Ваней», с классикой, - и нас принимают как родных, с аншлагами и аплодисментами, причем приходят как русские, так и нерусские. И смотрят, затаив дыхание. В Америке, в Канаде стоя принимают. И понимаешь: нет границ между людьми!
Мария ФЕДОТОВА. Фото из архива  артиста.
Автор благодарит начальника концертно-гастрольного отдела Нижегородской филармонии Елену Волкову за содействие в организации эксклюзивного  интервью.

Справка «НН»
Юрий Валентинович КРАСКОВ родился 13 января 1961 года в городе Днепродзержинске Украинской ССР. Заслуженный артист России. В 1989 году закончил театральное училище имени Щукина (курс Л.В.Калиновского и Ю.А.Стромова). С 1990 года играет в театре им. Евг. Вахтангова. Также выступает как чтец-декламатор, работает в Московской филармонии.

Следите за нашими новостями в удобном формате