Владимир Матецкий назвал его лирическим героем и попал в точку

Владимир Матецкий назвал его лирическим героем и попал в точку

Знакомьтесь: Федор Бирючев, композитор и пианист,  многообещающий талант, стремительно восходящая звезда на небосклоне отечественной неоклассики, музыкант нового поколения. Сегодня он наш гость. 

Концерт для моря

- Федор, ваша биография содержит интригу. Вы росли в музыкальной семье, блестяще учились в музыкальной школе - и вдруг резко «сменили курс», поступив на архитектурную специальность в Таврический университет. После пары лет более чем успешной учебы вы вновь коренным образом меняете свой путь, успешно выступая на международном конкурсе имени Рахманинова и поступая в консерваторию… Как это объяснить?

- Действительно, после окончания музыкальной школы я взял паузу в академическом изучении музыки и занимался сочинением песен, игрой на гитаре и электрогитаре, аранжировкой, работой в компьютерных программах. В определенном смысле это произошло именно потому, что мои мама и бабушка - профессиональные музыканты: я чувствовал необходимость выйти из-под их влияния и обрести понимание, что же нужно именно мне. Так, постепенно я вернулся в музыку уже в обновленном качестве и с собственным пониманием.

- В вашей творческой биографии имеется ряд необычных проектов, от игры на открытом воздухе до участия в постановке оперы-променада «Пиковая дама». Расскажите о них!

- Концерт, о котором вы упоминаете, был не просто «на воздухе», но в окружении моря и гор. В связи с большой занятостью я необычно долго для себя, целый год, отсутствовал на родине, в Крыму, и когда наконец сумел выбраться, родной город Евпатория встретил меня с необычайной теплотой. Было лето, я много путешествовал по полуострову. Тот концерт - уникальный в своем роде не только в Крыму, но и в СНГ - состоялся в окрестностях села Морское близ Судака. Я играл свои сочинения на старом пианино, привезенном организаторами из местного Дома культуры. На этот концерт собралось около трехсот человек и, как мне кажется, все они, как и я, на время попали в волшебную сказку неразрывного единения музыки с природой. Я играл, глядя на морской закат, и публика не отпускала меня до самой ночи…

Вернувшись в Москву, я осознал, как мне не хватает крымского воздуха.

- Наверное, именно воспоминания о море легли в основу вашего второго диска, By the Sea? 

- Да, во многом это так. Альбом записывался в Москве прошлым летом. В это время я много гастролировал и летал несколько раз из Крыма после своих концертов на запись и на концерты в Москву. В целом, альбом - это история обо всем, что происходило во мне и вокруг меня на протяжении полутора лет. 

В современном звучании

- А что с «Пиковой дамой»?

- Я выступил в роли саунд-продюсера первой в мире оперы, поставленной в иммерсивном формате, - «Пиковой дамы». Эта постановка предполагает погружение в реальность происходящих событий и немного напоминает квест: зрители становятся соучастниками действия. Действие оперы происходит в старинном доме - усадьбе Гончарова-Филипповых на Таганке; кстати, усадьба эта когда-то принадлежала деду жены Пушкина до того, как он проиграл ее в карты. 

В нашей команде работают артисты Большого театра и оркестр Гнесинской академии музыки. Моя задача как саунд-продюсера состояла в том, чтобы создать переходы между сценами, написать новое вступление к опере, используя звуковые эффекты и современные технологии. Практически все музыкальные эпизоды с электроникой исполняются каждый раз по-новому и создаются в режиме онлайн. (В этом, кстати, смогут убедиться нижегородцы, побывав на сольном концерте музыканта 13 мая, который пройдет в Большом зале Нижегородского музыкального училища.)

- Как бы вы сами обозначили стиль, в котором работаете?

- Сontemporary clas-sical, на русский корректно переводится как «современная классика». Эта музыка мелодична и гармонична, в своем построении опирается на классическую традицию, но при этом обладает особой свободой выражения, свойственной современности. Также у меня есть работы в стилях неоромантизма, романтизма и даже авангарда. Эти произведения еще не изданы.

Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Федора БИРЮЧЕВА.

Справка «НН»

Федор БИРЮЧЕВ родился 22 ноября 1993 года в Евпатории в творческой семье: дедушка - заслуженный художник РСФСР, скульптор, создатель грандиозного памятника «Сказ об Урале» Виталий Зайков, мама и бабушка - профессиональные музыканты. Федор начал свой музыкальный путь в возрасте четырех лет, в музыкальной школе участвовал в различных конкурсах и фестивалях как пианист и композитор, неоднократно удостаивался первых мест и Гран-при сразу в нескольких номинациях. 

В настоящее время учится на фортепианном отделении в Московском государственном институте культуры и искусства. 

Выпустил два альбома: Breath of Love (2016) и By the Sea (2017). За последние полтора года отыграл более 30 концертов в России и Финляндии, выступал на таких значимых площадках Москвы и Санкт-Петербурга, как Зеленый театр ВДНХ, Музей современного искусства «Эрарта», Дворец Белосельских-Белозерских и других.