Маленькие рецензии премьер ко Дню театра в Нижнем Новгороде

Маленькие рецензии премьер ко Дню театра в Нижнем Новгороде

Найди пять отличий

В чём различие между «Голодранцами и аристократами» - показали в Нижегородском театре «Комедiя» в одноименном спектакле, премьера которого состоялась 17 марта.

Городские будни в трущобах: жизнь в долгах, подчас без работы и без надежд выкарабкаться из низов общества. «В чем же тут «комедия», когда это – наши реалии жизни?»,- спросит читатель. Посмотреть на себя со стороны с помощью почти столетней итальянской комедии Эдуардо Скарпетта предложила режиссер театра Надежда Ковалева.

Блеск или нищета? 


Итальянский колорит присутствует с первых же минут спектакля – песенка «Маруцелла», а позже, зажигательная тарантелла, сохранив ретро-стиль, переносят зрителя в условную первую половину двадцатого века. В первом акте происходит подробное знакомство с двумя семьями, ютящимися в обшарпанном подвале в постоянном страхе визита арендодателя. Идти им некуда, да и есть, как назло, постоянно хочется, а заработать цирюльнику Паскуале (Игорь Смеловский) и писцу Феличе (Валерий Кондратьев) – негде! Картину нищеты по-итальянски гармонично дополняют плачущие дети, ссорящиеся жены и зашкаливающие эмоции.

На этом фоне визит робкого молодого маркиза Эудженио (Роман Строголев), предлагающего заработок в обмен на небольшую помощь в амурных делах, пришелся очень кстати. Маркиз любит балерину Джемму (Алина Гобярите), дочь резко разбогатевшего повара, и семья аристократа, разумеется, не согласна на такой мезальянс. Поэтому изыскиваются родственники подставные – более сговорчивые.

Все выдают себя не за того, кто они есть на самом деле: бездетный слуга Винчьенцо (Дмитрий Кальгин), мечтающий о семье, соврет хозяину, или Пеппеньело (Максим Михалев/Анатолий Покоев) – сын Феличе, легко назовет отцом другого, но и аристократ Оттавио Фаветти (Валерий Еруков) - скрывает имя, когда влюблен не по годам и положению. Да и в профессиональные балетные способности Джеммы не верится – папа купит ей роль. Под ее пуантами вертится жизнь дома.

Эта эксцентричная история с элементами цирковой буффонады понятна всем и может быть актуальной сегодня. Но к параллелям в современность постановка не стремится, хотя текст и позволял от карикатурной комедии с переодеваниями перейти в жанр сатиры.

Есть говорящие акценты, расставленные художником-постановщиком Борисом Шляминым: у одного из героев, нувориша Гаэтано (Дмитрий Ерин) – узнаваемый красный пиджак, а показное, кричащее богатство интерьера его дома напоминает о бандитских 90-х. Выбор светлого галстука с черной рубашкой также отсылает к криминальному стилю. В остальных же костюмах персонажей выбран принцип: чем ярче, тем лучше. На контрасте с серыми декорациями жилища голодранцев второй акт спектакля оформлен в вульгарном «золоте».

Прямолинейные комедийные приемы в спектакле отсылают нас к эпохе немного кино, где на открытой яркости эмоций и жестов, зритель сразу же понимал происходящее. Но, кто из них аристократ, а кто голодранец – так сразу не определишь, ведь разница в принадлежности к социальным слоям героев, заметна лишь в одежде. А тот, кто по происхождению высок, скоро сам может стать бедным! И только любовь двух пар, с последующими свадьбами в финале, способна сделать жизнь их всех счастливой!

Странный спектакль о «Странном парне», или «Пешков до Горького»

В основе постановки лежит вольная фантазия на тему событий, которые могли случиться в 1890-м году, в жизни Алексея Максимовича, каким прежде мы его никогда не знали.

Ко дню рождения М.Горького - второго «нашего всего» для нижегородской земли, было приурочено немало событий. Наиболее оригинальным приношением к дате обещала стать премьера спектакля «Странный парень», поставленного в Нижегородском ТЮЗе по пьесе драматурга Нины Прибутковской накануне юбилея. Автором идеи стал и.о. министра культуры Нижегородской области – Сергей Горин.

Туда и обратно


Два времени действия – конец ХIХ века и наши дни – здесь противопоставляются в достаточно распространенном приеме, когда герои вдруг переносятся в прошлое, а после возвращаются в настоящее время. Проигрывая в прогрессе нашему веку, традиционно, далекие предки представляются нам близкими к сентиментальному идеалу. Они влюбляются, ссорятся и расстаются – живут обычной жизнью, но обязательно верят в светлое будущее, которое не сложится так, как они грезят, уж мы-то знаем.

Действие начинается в наши дни в Нижнем Новгороде: молодая компания собирается вечером шумно погулять в доме, где когда-то бывал Горький. Реалистичных размеров фасад деревянного дома возвышается на подиуме, перед ним стол. Дом выкуплен богатым отцом Ильи Замятина (Артур Зимин) - одного из главных героев. В пьяном угаре он предлагает сжечь «деревяшку», чтобы построить на этом месте торгово-развлекательный центр. Увы, это так по-современному, по-нижегородски… Другой персонаж – Саша Демин (Федор Боровков), из «простых», он почти друг, но невольно играет роли слуги - приживала при более состоятельном хозяине жизни, пытается остановить Илью.

Чудесным образом парочка переносится в прошлое: тоже в застолье, но за столом, у самовара - люди в старинных одеждах. Они говорят о революции, рабочих и трудах Маркса. Из разговора становится ясно, что один из присутствующих – разносчик кваса Алексей Пешков (Сергей Усов): скромный парень, ещё без традиционных усов, никому не известный начинающий писатель. Ему 21 год, он ищет свое призвание в жизни, полон планов, безнадежно влюблен (и, самая большая неожиданность, говорит без хрестоматийно известного «окания»).

«Странный парень» - это про Пешкова, который через десяток лет станет известным Горьким. Но куда более странно, что два очевидно странных «гостя из будущего» не вызывают ни у кого из присутствующих вопросов. Даром что одеты они и говорят иначе, чем окружающие, и в руках у них бесполезные гаджеты. В роли наблюдателей для всех они остаются словно невидимыми и неслышимыми. Череда вопросов к автору пьесы и режиссеру начинает расти, не находя ответа. Остаются загадкой мотивы поступков – все объясняется большей частью любовью. Какова необходимость в половине действующих лиц? Разве что, оживлять сцену появлением, подавать реплики и приводить цитаты за столом.

Драматург фантастически развила значимость роли путешественников во времени до спасителей жизни писателя, в одной из уличных драк. Присутствие в нескольких сценах загадочного Каина (Александр Барковский) сначала кажется абсурдным. И к эпилогу зрителю дается намек - кто это? Может быть, прообраз героя легенды о бессмертном Ларре. А может, это тот самый перевозчик между царством живых и мертвых?

Спектакль имел задачу показать личность, живого человека, без клише прошлого. Но постановка подчас переходит в привычный пафос декламирования. Часто действие застывает в статике, как картонные декорации, за которыми лишь пустота. Кто-то выходит и уходит со сцены, говорит в суете правильные слова, а Горький так и остался – человеком на фотографии с мудрой усмешкой.

Больше танцев!

Нижегородский театр оперы и балета им.А.С.Пушкина  представил яркую премьеру – новую постановку балета «Дон Кихот».

Кстати, день театра и день рождения композитора Людвига Минкуса, автора «Дон Кихота», можно назвать неслучайным совпадением для показа премьеры именно в конце марта.

Роман не без идальго


В либретто Петипа действие концентрируется на истории любви Китри и Базиля, а роль самого Дон Кихота уходит на второй план. Тем не менее, благородный рыцарь и его верный оруженосец – ключевые фигуры, появляющиесяя в балете не раз. Контрастное сочетание в паре дает усиленный комичный эффект: приземистый толстяк, воришка и плут Санчо (Максим Малов), в компании с утонченным аристократом и романтиком-идальго (Павел Смаев). С путешествием Дон Кихота связана одна из самых красивых сцен спектакля – светлый Сон, в котором он попадает в царство дриад и видит Китри в образе прекрасной Дульсинеи. В этой постановке обходятся без символичной сцены борьбы с ветряными мельницами… впрочем, герою все равно нашлось, за кого вступиться с оружием в руках!

На рыночной площади разворачиваются мелодраматичные события знаменитого романа Сервантеса. Танцы сменяют друг друга, даря ощущение праздника. Зритель словно переносится на сиесту по палящее солнце Юга. Испанские и цыганские мотивы, пьянящая зажигательная музыка и чувства под стать переданы в движениях с темпераментом и изяществом.

Цирюльник Базиль любит в дочь трактирщика Лоренцо - Китри. Отец же уготовил ей другую партию, мечтая выдать ее за карикатурного дворянина Гамаша (Артем Зрелов). Препятствия только обостряют чувства, и влюбленные решаются на побег. Перипетии странствий позже приведут их обратно в Барселону, где произойдет кульминация событий с розыгрышем мнимой смерти - получить согласие отца на брак поможет хитрость! Все заканчивается феерично: па-де-де, эффектные пируэты, неизменные 32 фуэте и веселая свадьба как апофеоз счастливой сказки!

В постановке заслуженного артиста РСФСР Юрия Ветрова (г. Москва) удалось сохранить легкость и характерность танца. Сокращение балета до двух актов придало спектаклю современную динамику. Традиционные, классические по стилю костюмы и декорации создал к спектаклю Евгений Спектров. А если уж за пультом стоит дирижер-постановщик Ренат Жиганшин, громкая и бодрая музыка не даст заскучать никому! 

В балете задействован основной состав труппы. Если опытный Василий Козлов танцевал партию Базиля в предыдущей версии, то для Андрея Орлова, Юлии Ануфриевой, Татьяны Пельмеговой и Елизаветы Мартыновой в качестве исполнителей главных ролей - это двойная премьера. Два Базиля и три Китри – наш театр богат талантами! Зрителям стоит посмотреть разные составы, чтобы полюбить в итоге их всех! 

Ольга ПЛАКСУНОВА. 


Следите за нашими новостями в удобном формате