Творческий «внук» и любимый ученик Ростроповича Денис Шаповалов дал концерт в Нижегородской филармонии

Творческий «внук» и любимый ученик Ростроповича Денис Шаповалов дал концерт в Нижегородской филармонии

Талантливый виолончелист Денис Шаповалов выступил в амплуа солиста, дирижера и композитора: фишкой вечера стала мировая премьера, концерт-посвящение Ростроповичу.

27 марта Мстиславу Леопольдовичу исполнился бы 91 год. Одночастный концерт-фантазия «Музыкальные встречи» был наполнен эмоционально и стилистически напоминал о Шостаковиче, горячо любимом маэстро. 

Перед началом концерта музыкант рассказал журналистам о рождении этого сочинения, о своем учителе и не только.

Встречи - вот что важно

- Ваш виолончельный концерт вдохновлен впечатлениями от общения с маэстро. Что именно легло в основу сочинения?

- Жизни не хватит, чтобы описать все впечатления от общения с этим гениальным человеком! Наверное, прежде всего я вспоминаю первые встречи с ним, когда был приглашен на фестиваль Rencontres Musicales - «Музыкальные встречи» - во Францию, и там произошло первое творческое знакомство, первые занятия, начало дружбы. Мой концерт связан, скорее, не столько с последующими десятью годами дружбы и сотрудничества - а мы гастролировали по всему миру, - но с тем первым впечатлением, с той первой музыкальной встречей, которая состоялась во Франции.

Многие композиторы - среди них Шостакович, Прокофьев - посвящали ему концерты, и впечатления от этих посвящений также нашли отражение в моем сочинении.

Если же говорить о самом главном впечатлении от него… Он нередко говорил следующее (тут Денис добавляет хрипотцы в голосе и, выпятив нижнюю губу, весьма похоже изображает маэстро): «Старик! Главное в жизни - человеческое общение!» В справедливости этих слов я убеждаюсь ежедневно: человек без общения одинок и не способен выполнить свое предназначение. Мы, музыканты, чувствуем это особенно остро. 

- Как шла композиторская работа?

- Вчера ночью я дописал последние нотки своей каденции, а весь концерт написал за месяц. Это был месяц абсолютно аврального труда 24 часа в сутки, с полным погружением - душой, мозгом, сердцем... Огромное спасибо Александру Михайловичу Скульскому за прекрасный жест с его стороны, за возможность представить это сочинение на нижегородской сцене.

Верная примета

- Директор Нижегородской филармонии Ольга Николаевна Томина на основе многолетней практики вывела неоспоримую примету: дебют на этой сцене - залог мировой известности. Согласитесь, и ваш личный опыт подтверждает это?

- Да, в этом месте определенно имеется какая-то магия! Я сейчас шел по точно тем же самым коридорам, которые были 35 лет назад, узнавал все те же двери, впитывал прежние запахи - все это сохранилось с тех времен, когда мне довелось играть здесь свой самый первый концерт. Хотя уже не помню точно, что именно играл. Скорее всего, это была «Грустная песенка» Чайковского; я даже отыскал в семейных архивах фотографию себя маленького с виолончелькой, и мама сидит за роялем. В самом деле, многие великие дебютировали здесь. Дмитрий Дмитриевич дирижировал на этой сцене в первый... и в последний раз. Здесь впервые вышел с дирижерской палочкой Мстислав Леопольдович. У вас уникальная площадка для дебютов, творческих открытий внутри себя как артиста.

- Если говорить о дебютах, то в 1962 году Горьковская филармония провела первый в стране фестиваль современной музыки, и Ростропович активно пропагандировал новую музыку. А как вы относитесь к новым сочинениям?

- Я знаю эту, без сомнения великую, историю, как в шестидесятые годы Горький стал центром притяжения слушателей и композиторов, чьи сочинения тогда не принимали в столицах. Сам я играю очень много самой разной музыки, и классической, и новой, но разделяю их не по времени написания, а по качеству. Как говорил Ростропович, «музыка бывает хорошая и плохая». Несмотря на свое академическое, классическое образование, я сам экспериментирую: написал недавно рок-версию «Вариаций на тему рококо» Чайковского. Я там играю на электровиолончели со звукоснимателем, который дает сумасшедший фузз, премьера недавно прошла в Кракове с огромным успехом! Все дело в чувстве вкуса: есть тонкая грань, золотая середина, и об этом композитор забывать не должен. А зритель должен понимать, зачем он пришел на концерт. Бывают ведь такие современные опусы, где музыканты пенопластом возят по соседу, расческами щелкают, и дирижер всем этим управляет, глядя в партитуру… Целые фестивали из таких произведений проводят! Но мне кажется, что это профанация.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Денис Валерьевич ШАПОВАЛОВ родился 11 декабря 1974 года в городе Чайковский Пермской области в музыкальной семье. Российский виолончелист и дирижер. Окончил музыкальную школу в Дзержинске, музыкальное училище при Московской государственной консерватории и Московскую консерваторию (класс Наталии Шаховской), занимался с Мстиславом Ростроповичем, в течение десяти лет сотрудничал с маэстро. В 1998 году стал обладателем первой премии и золотой медали конкурса имени П.И.Чайковского. В 2007 году стал первым классическим музыкантом, выступившим на Северном полюсе.