«Маяк» озарит культуру

«Маяк» озарит культуру

Великолепный образчик модерновой архитектуры на Нижневолжской набережной, спроектированный знаменитым Шехтелем и выстроенный купцами Рукавишниковыми как универсальное здание, в Первую мировую ставший фабрикой по пошиву шинелей, а затем и швейной фабрикой «Маяк», вскоре будет реконструирован и начнет новую, исключительно культурную жизнь.

Шестиметровые потолки, кованые лестницы, арки, зеленая и бежевая плитка, лифт, колонны с капителями - вся эта несовременная роскошь больше напоминает заброшенный замок, нежели фабрику. Хотя в залах еще остались какие-то пережитки швейного прошлого.

Те или иные предложения, связанные с возвращением этого здания в эксплуатацию - «Маяк» выехал оттуда несколько лет назад, - начали поступать с конца прошлого года, когда объект был передан с федерального баланса на областной. В феврале текущего года глава региона Глеб Никитин поручил рассмотреть использование здания «Маяка» с участием государственно-частного партнерства, сохранив его культурные функции. Наиболее веской представлялась идея, поддержанная федеральным Минкультом, открыть в нем Центральную музыкальную школу с интернатом при консерватории. Однако принято иное решение: здание передано на баланс историко-архитектурного музея-заповедника. В нем будет организован многопрофильный культурно-образовательный Центр творческих индустрий.

Прежде памятнику архитектуры необходимо пройти обследование и реконструкцию: «бесхозные» годы и десятилетия усердной эксплуатации не прошли даром. Как говорит заведующая кафедрой архитектурного проектирования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Анна Гельфонд, в ходе обследования обнаружены поверхностные трещины, промораживание, локальное замачивание и протечки грунтового основания.

Министр культуры Нижегородской области Сергей Горин отмечает, что заключение о состоянии здания специалисты ННГАСУ составят к маю. Затем на основании заключения будет изготавливаться проект реставрации с учетом использования здания как площадки Центра творческих индустрий.

- Думаю, что здание будет очень востребовано. Мы рассчитываем, что здесь будут проходить занятия искусством, промыслами, профориентация. Кроме того, тут можно будет и поесть, и отдохнуть. Все запросы гостей будут удовлетворены. Внутри нет лепнины или слишком дорогостоящих элементов декора, поэтому реконструкция не будет сильно дорогой. Здание в целом в неплохом состоянии, однако внутри предстоит много работы по замене электропроводки, коммуникаций и пожарной сигнализации, - резюмирует министр культуры. 

Муза ЧАЙКОВСКИХ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.