Композитору публичность ни к чему, считает Ким Брейтбург

Композитору публичность ни к чему, считает Ким Брейтбург

Скоро театр приступает к репетициям очередного, третьего в репертуаре, мюзикла Кима Брейтбурга - «Голубой камеи» на либретто Карена Кавалеряна. И здесь уже прошел кастинг на роли исполнителей мужских и женских партий, причем проводил его лично маэстро Брейтбург. В перерыве между прослушиваниями знаменитый композитор, продюсер не отказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «НН».

Обойдемся своими силами

- Каковы ваши впечатления от кастинга? Обойдемся ли мы нижегородскими кадрами при постановке «Голубой камеи»?

- Безусловно. Вчера приезжали, например, аж из Москвы, но это несерьезно: для того чтобы работать в этом спектакле, необходимо здесь постоянно жить, и бытовые проблемы рано или поздно заставят иногороднего артиста уйти из спектакля, а мы планируем, что «Голубая камея» будет идти на сцене как минимум лет пять. Тем более что местные кадры действительно имеются - на прослушивание приходили студенты консерватории, театрального училища - и существует труппа «Комедiи», в которой есть очень прилично поющие актеры…

- …которые уже имеют опыт участия в мюзиклах, причем в ваших мюзиклах!

- Именно. Когда мы делали первый спектакль лет восемь назад, артисты немного дичились, но когда пришел оправдывающий все успех, когда публика по пять минут стоя аплодировала, у них возникло желание работать в мюзиклах. Просто это особый тип театра, не тот «русский психологический реалистичный», к которому артисты привыкли. Сейчас, думаю, они жанрово сориентированы и чувствуют себя органично.

«Дружеские» баллы - это еще не всё

- В 2002 году продюсируемая вами группа «Премьер-министр» участвовала в «Евровидении» с вашей же песней «Девочка с севера». Болели ли вы за их победу?

- Конечно, болел. Но вместе с тем понимал, что шансы у нас невелики. В то время в «Евровидении» еще не участвовали в таком количестве бывшие союзные республики и не было столь сильной корпоративной заинтересованности в победе того или иного исполнителя. Чуть позже, когда голосующих стран стало больше, наши исполнители стали занимать более высокие позиции. 

- А как вы оцениваете шансы Юлии Самойловой? И нет ли, по-вашему, в делегировании Юлии на «Евро» момента некоторой спекуляции ее физическим состоянием - притом, что она, конечно, очень сильная певица? 

- В прошлом году Юлия Самойлова попала в невероятно сложную, неоднозначную ситуацию, пережила весь этот информационный шум-гам, и, быть может, хорошо, что она не поехала на конкурс тогда, а едет сейчас. Может ли ее физическое состояние стать поводом для манипуляций? Наверняка у многих она вызовет особые чувства прежде всего глубочайшего уважения, что может сказаться на голосовании. 

На одних деньгах далеко не уедешь

- В моем понимании продюсеры бывают двух типов. Первые продвигают проект или исполнителя, вкладывая огромные деньги, вторые достигают цели за счет работы с перспективным артистом, и именно ко второму типу вы относитесь, не так ли? 

- Ну, я вкладываю средства и в подготовку, и в реализацию театральных постановок. Хотя один из главных героев комедии «Продюсеры» озвучивает первое важнейшее, оно же второе и третье правило продюсера - никогда не вкладывать свои деньги. И это актуально для Америки: деньги в проекты - например, в постановки на Бродвее - несут так называемые «ангелы». На этапе репетиций продюсер собирает этих ангелов, устраивает показ, и они решают, вкладывать ли в это деньги и сколько - долями, как в любой другой бизнес. Потом, если эта постановка «выстреливает», то есть делает большие сборы и идет долго, вкладчики, подобно акционерам, получают прибыль пропорционально своим вкладам. 

У нас пока такого нет - но, с другой стороны, у нас нет и Бродвея. У нас вообще нет коммерческого театра: в России принят театр репертуарный, находящийся на государственном финансировании, когда одна труппа играет много постановок. В Америке обычно труппа собирается для того, чтобы осуществить коммерчески успешный проект, и театр в этом случае - это всего лишь коробка, помещение, где они этот проект осуществляют.

Если же говорить про шоу-бизнес… Если имеет место точный выбор репертуара, имиджа артиста и самого артиста - высока вероятность успеха. Во всех остальных случаях, когда какой-либо компонент отсутствует - например, деньги есть, а песни нет, или песня и деньги есть, но артист никуда не годный, без харизмы и драйва, - ничего не получается. Или получается, но очень быстро гаснет. То есть чисто на деньгах продержаться долго нельзя, иначе их придется бросать пачками, словно в топку паровоза, и они будут сгорать без видимого эффекта. 

- Вы - автор хитов, которые на слуху у всей страны. Не обидно ли вам, что звезд, поющих ваши песни, узнают на улицах гораздо чаще, чем вас, причину «звездного» успеха?

- Я считаю, что это абсолютно нормально. Для артистов публичность, узнаваемость необходима: если их никто не знает, они не имеют работы. Что до авторов, композиторов, продюсеров - главное, чтобы их знали в своей профессиональной среде, чтобы было как можно больше разнообразных связей, и вообще один великий продюсер сказал, что самый главный инструмент в арсенале продюсера - его телефон с соответствующим списком контактов. Так что - без обид. Хотя… есть такие ярые любители музыки, которые и меня иногда как-то опознают.

Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Кима Брейтбурга.

Справка «НН»

Ким Александрович БРЕЙТБУРГ родился 10 февраля 1955 года во Львове, в артистической семье. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. 

Обучался музыке с пяти лет, высшее образование получил в Московском институте современного искусства, который окончил с отличием.

В 1978 году организовал группу «Диалог», исполняющую арт-рок, с успехом гастролирующую в СССР и за рубежом.

С 1990-х занимается продюсированием. Работал с братьями Меладзе, группами «Браво», «Бахыт-Компот», «Премьер-министр» и другими. 

Ким Брейтбург - автор рок-оперы, десяти мюзиклов, пяти сюит, более 600 песен (в том числе «Необыкновенная», «Русский парень», «Петербург-Ленинград», «Цветы под снегом», «Голубая луна», «Девочка с севера»). 

Многократный лауреат фестивалей «Песня года», «Новые песни о главном», председатель и член жюри фестиваля «Славянский базар».

Следите за нашими новостями в удобном формате