Тамбовский государственный драматический театр представил в Нижнем Новгороде пять спектаклей

Тамбовский государственный драматический театр представил в Нижнем Новгороде пять спектаклей

Тамбовский государственный драматический театр представил в Нижнем Новгороде пять спектаклей в рамках обменных гастролей: четыре вечерних спектакля для взрослой публики и сказку для маленьких зрителей.

Так как показ проходил на сцене Нижегородского театра «Комедiя», в свою очередь отправившегося покорять Тамбов, к нам привезли исключительно комедии. Из разноплановых постановок, заявленных в афише, каждый мог найти для себя что-нибудь интересное. Классика театра – Мольер, Островский, «народные» постановки и даже музыкальный спектакль.

«Дон Жуан» в багровых тонах

Спектакль по одноименной пьесе Мольера, открывший гастрольный марафон, наш зритель запомнит как минимум благодаря эффектной визуальной составляющей. Сверкающие по декорациям и костюмам молнии, раскаты грома – предвестники неминуемой расплаты. Обломки классических колонн, словно занесенные над героем кинжалы, свисали с колосников. Обрамляли верх ярко-красные драпированные ткани. Цвет крови, страсти, открытого чувства повторился и в женских костюмах.

Главный герой в исполнении Сергея Ключникова напоминает современную эстрадную звезду, за которой тянется шлейф поклонниц. Большинство сцен с Дон Жуаном сопровождает гарем любовниц – впрочем, возможно, это всего лишь плод его воображения. Вольно введенный в постановку режиссером-постановщиком Андреем Лапиковым танцевально-вокальный «кордебалет», состоящий из привлекательных молодых актрис театра, удачно разнообразил однотипные статичные мизансцены: зрителю есть на кого обратить внимание, пока Дон Жуан и его верный слуга Сганарель (Ян Буй) долго рассуждают о неправедности такой жизни. Обличительный пафос пороков общества неизбежно присутствует в финале комедии. Но звучат те слова каким-то раритетным рудиментом.

Комичность и поступки «низкого» сословия нашли отклик в зале. Напротив, показалось странным навязчивое желание благородной доньи Эльвиры спасти душу Дон Жуана. Зачем? Ведь женщины для него – всего лишь подобие красивого музыкального инструмента, который он использует по прямому назначению для исполнения собственной сольной партии.

Поразил это выбор музыкального оформления. Классическая мелодия в основной теме соседствовала с популярными французскими песнями двадцатого века. Живой вокал в микрофон и разудалый канкан несколько диссонировали со временем действия. Однако начав гастроли таким образом, тамбовчане заинтриговали нестандартным подходом к классике.

Новые «Аферисты» на старый лад

Спектакль «Аферисты» по пьесе «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островского, показанный нижегородцам во второй день гастролей, неслучайно совпал с днем рождения драматурга. Впрочем, новое прочтение актуального сюжета в постановке Владислава Константинова удивило зрителей, вплоть до неузнавания хрестоматийного произведения.

Сильный характер и «взрослость» актрисы Анны Тимошиной трудно сочетаются с традиционным представлением о героине пьесы – Липочке. Это, скорее, засидевшаяся в девках разборчивая богатая невеста, с тяжелым нравом. В нижней юбке и корсаже – без верхнего платья, она в первом акте без стеснения предстает перед приказчиками в лавках, свахой и домашними. Часть сюжета построена на ее желании поскорее выйти замуж, чтобы избавиться от опеки родителей. Это грядущее событие переплетается с двойной интригой, замышляемой в доме.

Отец семейства и владелец бизнеса – самоуверенный, богатый, ушлый купец Самсон Силыч Большов (Валерий Голобородов) - занят своей аферой. Как бы не платить кредиторам положенных процентов, назвавшись банкротом? Ему на помощь приходит двуличный субъект с говорящей фамилией Подхалюзин (Сергей Ключников). В цепочке дальнейших событий раскроются истинные лица домочадцев. Лев будет повержен и растоптан приживалом, дочка найдет супруга, под стать себе. Кого по-настоящему жалко, так это подделавшего документы Сысоя Псоича, в мастерском исполнении Алексея Дульского! Неудачливый шантажист боится всего, а ведь он всего лишь хотел прокормить своих детей. 

Назидательная пьеса позапрошлого века сделана актуально и узнаваемо для нашего времени. Легкие, мобильные декорации в минимальном объеме присутствуют на сцене; городские песни и романсы, подходящие по смыслу, также хорошо легли на восприятие. Мораль спектакля - «Вор у вора шапку украл», ну а в эпилоге дан прекрасный намек: это –  далеко не последняя афера в российской истории!

Народная комедия «Семейный портрет с посторонним»

В чем привлекательность для зрителя, этого анекдотичного случая из жизни одной деревенской семьи? Наверное, в простоте сюжета, нарочито гротесковой игре актеров и подкупающей узнаваемости героев пьесы С.Лобозерова. Ни множества смыслов, ни логичного финала здесь нет! 

В разрезе представлена деревенская изба - современная, но с архаичными предметами интерьера. На дворе начало 90-х годов. Привезя на временное проживание художника из города, Михаил (Игорь Беляев) наговаривает хозяевам дома про постояльца небылицы, а домашним наговаривает на постояльца. Причина всем случившимся событиям – любовь Михаила к дочери главы семьи - Таньке (Александра Коршунова). Ревность, в ответ на ее внимание к гостю Виктору (Никита Логинов), привела к запутанной ситуации. На фоне страстей любовного треугольника мы знакомимся с характерами героев.

Сломавший ноги отец, трогательный Тимофей (Юрий Томилин) не может ходить без костылей. Из опостылевшей комнаты он готов уползти, если бы мог, и просит об именинах – празднике, который бы скрасил его нынешнюю жизнь. Жена – грубоватая начальница Катерина (Елена Федорова) будто  ничего и не слышит о покупке костылей. Очаровательная Бабка (Светлана Томилина) - мудрая, но одновременно непроходимо дремучая, смешила весь зал.

Все настолько напуганы поведением друг друга, что охотнее верят в ложь, чем в правду. Разорвать круг взаимного недоверия не смог и сам автор: действие обрывается «вдруг», предлагая зрителям самостоятельно домыслить варианты развития событий. Эта бесхитростная история пришлась по сердцу зрителям, хотя и оставила недоумение у заядлых театралов.

Ситцевая сказка «Как Фёдор за три моря ходил»

Этот детский спектакль имеет необычное определение: «Раешное представление в одном действии»,- декорации в нем выполнены в точном соответствии с жанром! Сцена представляет собою увеличенный вариант ящика-«райка», в котором раньше в России на ярмарках демонстрировались движущиеся картинки. Актеры в сказке исполняют сразу по нескольку ролей, сменяя образы всего лишь с помощью нескольких деталей одежды. Уникальная и простая находка стала основой для решения мизансцен. Ситцевые, лоскутные декорации и костюмы выполнены в едином стилистическом ключе «бабушкино одеяло». Теплый народный стиль подкупает простотой, вызывая улыбку уже одним своим видом.

Знакомство с героями сказки начинается с пролога. Завязка приключенческой истории заключена в недуге – зудит, чешется лысина у Старого черта (Константин Карчевский), а все потому, что на Земле где-то есть добрый человек! Помочь деду избавиться от болезни можно, изведя причину проблем. Так маленький добрый Чертенок (Ян Буй) отправляется к людям искать того самого доброго человека. И находит он одну несчастливую семью, в которой сын Федор (Игорь Беляев) рад всему на свете, и добр настолько, что доброта его порой хуже воровства выходит. Вот и отправили родители сына на все четыре стороны, от себя подальше, отдав ему единственное оставшееся – мешок с солью.

Тут-то и встретились Черт с Федором, и отправились в заморские края. А приплывут они в Англию, где знать не знают о вкусе соли. Торговля у Федора пошла настолько хорошо, что сам Король решил отдать за него свою дочь – Прынцессу Шарлотту (Александра Коршунова), отказав знатному Лорду (Олег Беляев). Все закончится свадьбой и полной уверенностью в том, что рано или поздно добро будет вознаграждено.

В этом интерактивном, веселом спектакле Николая и Натальи Елесиных есть только один недостаток – продолжительность всего один час. А хорошего представления должно быть больше!

«Ханума» на все времена!

Музыкальная комедия-водевиль Цагарели с ярким кавказским колоритом обо всем известной свахе, несомненно, будет популярна всегда и везде! В Нижнем Новгороде идут два одноименных спектакля, в кукольном и оперном театре, но зритель все равно готов смотреть эту комедию вновь и вновь.

С буффонадными приемами, усиливая акцент в произношении, с простотой наивного театра спектакль очень понравился нижегородцам: завершение гастролей прошло на ура!

А уже после отзвучавших аплодисментов и поклонов, директора театров – Дмитрий Коновалов с нашей стороны и Петр Куликов от лица гостей - пообещали продолжить дружбу и повторить успешный опыт гастролей в будущее время.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Интервью с директором ТОГАУК «Тамбовтеатр» Петром Куликовым читайте в ближайшем номере нашей газеты.