Проблемы пассажирских перевозок по-прежнему актуальны для Нижегородской области

Проблемы пассажирских перевозок по-прежнему актуальны для Нижегородской области

Трагедия, произошедшая на прошлой неделе в областном центре, дала повод задуматься о проблемах общественного транспорта. Водитель социального автобуса маршрута № 45 ранним утром умер за рулем. В результате неуправляемая машина на улице Циолковского в Сормовском районе выехала на встречную полосу и столкнулась с грузовиком. К счастью, никто из пассажиров не пострадал, поскольку скорость автобуса была минимальной. 

Хотели как лучше

В настоящее время причины и обстоятельства произошедшего изучают в «Нижегородпассажиравтотрансе». Там утверждают, что перед выходом на линию водитель прошел предрейсовый медицинский осмотр и отклонений в состоянии здоровья у него выявлено не было. 

Но есть и другая версия, влияющая в том числе и на кадровое обеспечение автотранспортных предприятий, это их тяжелое финансовое положение. 

- Налоговая служба в связи с долгами по налогам заблокировала счета, поэтому заработную плату выдают наличными прямо «с колес»: сколько заработали, столько и раздали, - рассказал председатель Нижегородского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Александр Моренов. 

По его словам, естественно, люди недовольны такой ситуацией, уходят на другую работу, а оставшимся приходится перерабатывать. 

О том, что Федеральная налоговая служба арестовала счета муниципального предприятия из-за долгов на 85 млн рублей, сообщил на заседании комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту 19 февраля 2018 года и сам исполняющий на тот период обязанности руководителя «Нижегородпассажиравтотранса» Дмитрий Цыганков. Правда, сейчас разруливать имеющиеся проблемы будет новый генеральный директор. Им назначен 37-летний москвич Артем Коновалов. 

Хотя, как считает председатель комиссии гордумы Нижнего Новгорода по транспорту и связи Алексей Гойхман, экономическая ситуация в муниципальном предприятии (МП) не так страшна, как кажется, а общая сумма накопленных долгов организации оценивалась в миллиард рублей. 

- Мы должны понимать, что за 2017 год «Нижегородпассажиравтотранс» 500 млн рублей отдал. И сегодня надо говорить о тех долгах, которые имеются на данный момент. Это 12 млн рублей по заработной плате, около 30 млн - по запчастям, маслам и горюче-смазочным материалам. 

Алексей Гойхман считает это «рабочими моментами». Кроме того, по его словам, «Нижегородпассажиравтотранс» с начала 2018 года не получал дотации из областного бюджета. 

Именно в пользу «бедных» муниципальных предприятий и задумывалась реализуемая в Нижнем Новгороде новая транспортная схема. Она предусматривала сокращение на городских пассажирских перевозках частников и доминирование муниципального транспорта. При этом должно было соблюдаться одно непременное условие - четкое следование разработанного графика движения муниципальных автобусов, трамваев, троллейбусов. Так планировалось улучшить финансовое положение «Нижегородпассажиравтотранса» и других муниципальных предприятий областного центра, но этого не получилось. 

Парк изношен

Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов, выступая перед депутатами регионального Законодательного собрания, основными проблемами транспорта назвал недостаток средств, рост эксплуатационных расходов и невозможность обновления подвижного состава. Транспортный парк муниципальных предприятий региона изношен более чем на 70 процентов. 

- По автобусам он устарел на 76 процентов, по троллейбусам на 89 процентов, по трамваям на 81 процент. Примерно 65 процентов подвижного состава Нижегородской области эксплуатируется порядка 10 - 11 лет при рекомендуемом сроке в 7 лет. Нормативного срока достигли уже 205 трамваев и 129 троллейбусов. С этим связаны частые технические неисправности и ухудшение качества перевозок, - сказал министр. 

Вадим Власов отметил, что о выделении средств из бюджета области на покупку транспорта пока речи не идет. Предприятия будут стараться оптимизировать процесс самостоятельно. 

Также существует проблема недостаточной транспортной доступности населенных пунктов региона. В более чем 900 из них, а это 19 процентов от общего количества, из районных центров и обратно автобусы не ходят. На данный момент в таких населенных пунктах работают только школьные автобусы, которые возят учеников до образовательных учреждений и обратно. По мнению министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, эта проблема является одной из ключевых наряду с износом регионального автопарка. 

Отметил министр и соотношение муниципальных и частных перевозчиков. Сейчас последних больше, что является одной из причин убыточности муниципальных транспортных предприятий. Но к 2019 году планируется сделать наоборот: увеличить количество маршрутов общественного транспорта, которыми занимаются муниципальные перевозчики. 

- Соотношение 40 процентов частных маршрутов к 60 процентам муниципальных. Это цифры, к которым нужно стремиться, - сказал Вадим Власов. - В некоторых регионах процент муниципалов 70, Москва работает в соотношении 85 к 15 процентам. 

Отдадут в концессию

«Нижегородпассажиравтотранс», по мнению специалистов, может со временем и при правильной транспортной политике выкарабкаться из финансовых проблем. Как считает региональный министр транспорта и автомобильных дорог, у автопредприятий имеется потенциал, чтобы выйти на самоокупаемость. С электротранспортом все сложнее. Возможностей для самостоятельного развития у него меньше. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос передачи трамваев, троллейбусов и метро в концессионное управление частным компаниям. 

По словам Вадима Власова, задача данного соглашения - привлечь дополнительные ресурсы на развитие предприятий. Передать планируется только то, что имеет ограниченное функционирование - трамвайные пути, депо и другое имущество. В то же время за государственными и муниципальными органами оставят право принятия управленческих решений по тарифной политике, обслуживанию пассажиров, составлению графиков перевозок. 

- Мы сейчас ведем предварительную проработку, чтобы отдать концессионеру «Нижегородэлектротранс» и метро, но управление останется государственным, - отметил Вадим Власов. - Сейчас консалтинговая компания ведет проработку финансовой модели, которая будет ложиться в основу всех обсуждений, анализируются транспортный поток и экономика предприятий, передаваемых инвестору. 

Концессионное соглашение, а это вовлечение частника в эффективное управление государственной собственностью, коснется пока только Нижнего Новгорода. И заинтересованность у компаний, по словам министра, уже есть. 

Светлана МУРАТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

В тему

Состояние нижегородских дорог специалисты оценивают как удручающее. Нижегородская область по убитым дорогам занимает 64-е место в России и 8-е место в Приволжском федеральном округе. 

По словам министра транспорта и автомобильных дорог региона Вадима Власова, только 31 процент покрытий соответствует нормативам. Это один из острейших вопросов региона. 

В настоящее время ведется выездная работа по оценке нормативного состояния дорог, по которым сейчас не разрешается регулярно перевозить пассажиров. В ближайшем будущем предстоит тотальная диагностика. 

- Мы будем проводить тотальную экспериментальную диагностику, чтобы определить те мероприятия, которые нам надо проводить в ближайшие сроки для запуска транспортного сообщения, - подчеркнул региональный министр транспорта и автомобильных дорог.

Между тем

Прокуратура Нижегородского района Нижнего Новгорода обвиняет «Нижегородпассажиравтотранс» в неэффективном использовании бюджетных средств. 

Из 30 автобусов повышенной вместимости «ЛиАЗ-621322», так называемых «автобусов-гармошек», которые администрация города закупила в лизинг в 2014 году, на начало февраля 2018 года простаивало 23. 21 автобус простаивал из-за неисправности двигателей, 2 - из-за неисправности заднего моста. При этом горадминистрация регулярно выплачивала лизинговые платежи. 

- Предприятием своевременно не приняты меры по ремонту и поддержанию надлежащего технического состояния указанных автобусов. К примеру, на момент заключения договора на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту двигателей 2 автобуса не эксплуатировались 10 месяцев из-за технической неисправности, у 2 автобусов районная прокуратура потребовала устранить нарушения. В результате на предприятии был отремонтирован один автобус с неисправным двигателем, при этом 22 продолжают простаивать. Идет подготовка документов для проведения мероприятий по закупке услуг по ремонту неисправных автобусов.

Цифры

В перевозках пассажиров задействованы 3,3 тысячи автобусов. В Нижнем Новгороде работают 300 трамваев, и 257 троллейбусов обслуживают областной центр и Дзержинск. Всего в регионе действует 870 маршрутов регулярных перевозок, из них 570 пригородных, 170 городских и 120 междугородних.

Кстати

30 процентов автобусов города оснащены подъемниками для перевозки маломобильных пассажиров. В настоящее время устройства и места для обслуживания инвалидов имеют более 200 автобусов «Нижегородпассажиравтотранса». Из 415 автобусов частных перевозчиков, которые в последнее время вышли на линию после проведения конкурсов, подъемниками оснащены более 100 машин. Всего около 330 автобусов как муниципального, так и частного городского транспорта оборудованы специальными устройствами для обслуживания инвалидов. 

Узнать, оснащен ли автобус подъемником, можно по специальному значку-стикеру на лобовом стекле или около дверей.