Тамбовский драмтеатр побывал в Нижнем Новгороде с обменными гастролями

Тамбовский драмтеатр побывал в Нижнем Новгороде с обменными гастролями

Тамбовский драмтеатр - один из старейших театров России. В этом году ему исполнится 232 года, а родословную он ведет от культурно-подвижнической деятельности Гавриила Державина.  Гости приехали в театр «Комедiя» в рамках обменных гастролей. Они  привезли три комедии и детский спектакль (об этом читайте на сайте «Нижегородских новостей»), а директор ТОГАУК «Тамбов-

театр» Петр КУЛИКОВ рассказал корреспонденту «НН» о «местах силы» и genius loci провинциального городка, стойко хранящего культурные традиции. 

Наш актер - великий труженик

- Сейчас большие гастрольные поездки для театров редкость, - отмечает Петр Иванович. - Но гастроли такого рода для артистов - всегда стимул к развитию. Сейчас все, кто свободен, бегают по музеям.

Тамбов, как и Нижний Новгород, тоже старый русский город со старыми театрами и давними театральными традициями, только население меньше раза в четыре. В Тамбовской области, как и на Нижегородчине, огромное количество помещичьих усадеб, причем там бывали и Вернадский, и Верстовский, и Рахманинов, и Петр Ильич Чайковский... В городе Козлове, ныне Мичуринске, Тамбовской области сажал свои сады самый знаменитый селекционер Советского Союза. 

В провинции, знаете ли, все стоит на людях: и инициативы, и дома. Например, дом-музей Рахманинова в Ивановке до сих пор держится силами его директора Александра Ивановича Ермакова. В свое время от усадьбы Рахманинова оставался крохотный кирпичный флигелек; его восстановили, рядом вновь выстроили усадебный дом, и сейчас там проходят концерты и фестивали. В этом году в 37-й раз пройдет музыкальный фестиваль имени Рахманинова, но мало того: мы работаем над организацией фестиваля имени Чайковского. 

В мае драмтеатр  в 12-й раз проведет фестиваль имени Николая Хрисанфовича Рыбакова - великого трагика времен Островского, много путешествовавшего по России, и встреча Счастливцева с Несчастливцевым - это как раз о нем. Фестивалей такого рода в России очень мало; возможно, наш вообще уникален. Цель нашего фестиваля - поднять статус провинциального актера. Столичным и так хватает славы, денег, возможностей, а провинциальный актер в большинстве своем - невероятный труженик, и играет он гораздо больше и по объему ролей, и по их  количеству. Отчасти отсюда и происходит особый феномен провинциального театра - с его особенностями и несомненными достоинствами.

Отказались от антреприз

- Есть столичный театр, которому всегда хватает публики и который может позволить себе экспериментировать, изобретать новые формы, а мы, провинциалы, можем на это смотреть и пожимать плечами, - поясняет директор театра. - У нас есть своя публика - не менее образованная, и мы, руководители провинциальных театров, прекрасно знаем ее вкусы и запросы. Я, например, принципиально отказал в площадке антрепризам, сказав примерно так: «Ваши спектакли сделаны на коленке. Вы приезжаете торговать мордочкой, раскрученной по телевизору». Затем, за эти шесть лет, что я руковожу театром и, полагаю, буду руководить далее, на нашей сцене не было и не будет пошлых пьес «на посмеяться», но есть классические комедии. 

Конечно, театр развивается, ищет новые формы и вовсе не выпадает из общемирового театрального процесса. Так, недавно мы выпустили спектакль по пьесе Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» в стилистике постмодерна. И сделали постмодерновую постановку «Ромео и Джульетты». Этот спектакль собрал двенадцать аншлагов, затем «его зритель» закончился и постановка ушла из репертуара. У нас есть малая сцена на 108 мест, где мы с удовольствием занимаемся поисками нового. Студенты столичных театральных учебных заведений защищают на этой сцене свои  дипломные работы, то есть именно у нас делают свои первые шаги молодые режиссеры. Со следующего сезона будет работать камерная сцена на 50 - 60 зрителей -  экспериментируй сколько угодно!

Не столько важен бюджет

- Впрочем, при хорошем профессиональном подходе в телевидении нет ничего плохого, - возвращается к затронутой было теме Петр Куликов. -  Сейчас завершается работа над фильмом про нашу знаменитую землячку Зою Космодемьянскую, и этот фильм, кстати снимавшийся по заказу канала «Россия», уже приглашен на ряд кинофестивалей. Большинство ролей, в том числе главные, в этом фильме играют актеры Тамбовского драматического театра. Я высоко оцениваю этот проект и считаю так: хорошо, что имя Зои Космодемьянской снова зазвучало, причем не по поводу какой-либо фальсификации или  псевдоисследований по теме: «Кто она была такая «на самом деле».

Команда, работающая над проектом, решила опереться на земляков-героев. Вообще это очень правильное стремление к аутентичности. Например, фильм «История одной бабы» об антоновском мятеже, рассказывающий историю именно тамбовской бабы, мог бы сниматься где-нибудь, скажем, в Беларуси, где бюджет вышел бы на порядок дешевле. Но снимали полностью на Тамбовщине, и в этом определенно есть смысл. Я как художник чувствую, что в создании фильма не столько важен бюджет и какие-то меркантильные интересы, но атмосфера, место, экзистенциальные вещи. Тогда получается действительно значимое произведение. 

Мы, тамбовчане, очень трепетно относимся к памяти Зои и Саши Космодемьянских и никогда не сомневались в подвиге Зои, что бы там про нее ни писали. Для нас она человек, свято веривший в то, что делает, не предавший ни себя, ни своих товарищей, явивший героизм и самопожертвование, подвиг великомученика. Дело не в коммунизме или в чем-то еще -  самое главное то, что человек не предал впитанные с молоком матери ценности, не отказался от своей веры. При ином идеологическом раскладе Зою вполне можно было бы к лику святых причислить. Это человек, который не отказался от своей веры перед лицом смерти. Точка!

Мария ФЕДОТОВА. Фото со странички Петра КУЛИКОВА.