Дом не в радость. Нижегородка, получив наследство, не может его продать

Дом не в радость. Нижегородка, получив наследство, не может его продать

Как радовалась Татьяна Ткачева, когда получила в 2016 году в наследство дом. Да еще не где-нибудь, а в центре Нижнего Новгорода, на улице Большие Овраги. Недалеко площадь Горького и площадь Лядова. А сама улочка тихая, много зелени. Красота! Казалось бы, только живи или, если хочешь, продай. С руками оторвут, ведь место роскошное. 

Но радоваться Татьяне Ткачевой пришлось недолго. Оказалось, ни продать, ни перестроить свое жилье она не может. 

Мешают ограничения

- Участок входит в защитную зону двух промышленных объектов: котельной, которая пристроена к детскому саду, а также пескобазы. Согласно распоряжению главного санитарного врача, здесь вообще нельзя жить, - рассказала Татьяна Ткачева. 

Действительно, в разделе V постановления № 74 от 25 сентября 2007 года о санитарно-защитных зонах предприятий сказано, что жилых домов в санитарно-защитной зоне не должно быть. Там размещаться могут только нежилые постройки. 

- Но дому-то уж больше ста лет, и построен он на этом месте еще до революции 1917 года. А сейчас оказался вне закона. Почему вдруг? - недоумевает хозяйка. - Как могла городская администрация провести зону охраны по уже имеющимся жилым домам? А рядом с ними располагается еще и детский садик на 146 мест. Получается, в нем также запрещено быть. Почему тогда не закроют, а дома не расселят? 

По данным администрации Нижнего Новгорода, она обязана была установить санитарно-защитную зону, в границах которой расположены производственная база с открытым складом песка и котельная. Это предусматривает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

Однако, по словам Татьяны, именно из-за нахождения постройки в санитарно-защитной зоне ей не дают разрешение на строительство. А без него нельзя продать собственность, а это еще и земельный участок в 3,5 сотки, по достойной цене. Кто же купит развалюшку, если на ее месте ничего не построить.

- Сейчас мы попали в тупиковую ситуацию: ни жить, ни строить нельзя. Закон не на нашей стороне. Даже в суд подавать бесполезно, - делится Татьяна.

Усугубляет ситуацию еще то, что земля, расположенная рядом с домом № 9 по улице Большие Овраги, предназначена для застройки многоквартирными домами. Открытый аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улиц Малая Ямская и Большие Овраги уже проходил 16 марта 2018 года. Правда, желающих строить там пока не нашлось. 

Быстрее рухнет

Ситуацию могли бы разрешить новые правила установления санитарно-защитных зон, которые утверждены 3 марта 2018 года. В них говорится, что санитарно-защитную зону можно изменить, надо только исследовать воздух и провести необходимые замеры. Тем более что для встроенных котельных, как рассказали Татьяне в «Теплоэнерго», санитарно-защитные зоны не устанавливаются.

- Но столетний дом еще одной зимы может не пережить, - отмечает хозяйка строения. - Фундамент разваливается, дом проседает, из-за этого двери плотно нельзя закрыть, они перекошены. Мы пытались здесь сделать ремонт, но, как только снег стал подтаивать, вся плитка растрескалась. В комнатах зимой было не больше плюс 10 градусов, отопление практически не работает, трубы также может разорвать в любую минуту: дом-то ползет. Канализации у нас здесь также нет нигде, хорошо, что провели воду. И это XXI век. А на то, чтобы изменить зону и получить разрешение на строительство, могут уйти годы.

По словам Татьяны, для нее на данный момент это единственное жилье. И чтобы без него не оказаться, она уже полтора года пытается найти выход из сложившейся ситуации. Ходила за консультацией в «Теплоэнерго», региональное Управление Роспотребнадзора, отправляла запросы в областную и городскую администрации, но положительных результатов нет.

Из городского центра градостроительства и архитектуры хозяйке дома ответили, что на земельный участок на улице Большие Овраги, 9, в соответствии с генеральным планом Нижнего Новгорода распространяется градостроительный регламент Ж-5 и Ц-1. Это означает, что там будут строиться 5 - 10-этажные жилые дома и офисные здания. Правда, когда, неизвестно. И как хозяйке дома не остаться без наследства, тоже не понятно, ведь пока она ждет расселения, дом может попросту рухнуть.

Подготовила Светлана МУРАТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Тем временем

Признать аварийным и уехать?

Департамент градостроительного развития и архитектуры, отвечая на запрос редакции, рекомендовал обратиться в региональное Управление Роспотребнадзора, чтобы уменьшить санитарно-защитную зону или признать дом аварийным и подлежащим сносу. 

- По вопросу разъяснения порядка приема заявлений и документов, а также процедурных вопросов граждане, проживающие по вышеуказанному адресу, могут обратиться в Управление жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства администрации Нижегородского района, - сообщили специалисты городского департамента.

Между тем на публичной кадастровой карте Росреестра вышеназванный одноэтажный дом располагается на землях для индивидуального строительства, а значит, никаких обременений для него нет. 

- Сведения о расположении данного земельного участка в пределах охранной зоны в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, - сообщили в региональном Росреестре. - Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса России, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. 

Конечно, это возможно при наличии разрешительной документации или по решению суда. А вот будет ли разрешение - неизвестно. Ведь, как считает адвокат адвокатской конторы № 18 Нижегородской областной коллегии адвокатов Ольга Захарова, на территориях, где Градостроительным планом предусмотрена среднеэтажная застройка, индивидуальное жилищное строительство не допускается. Хотя адвокат уверена, что дом с земельным участком все же можно продать, но инвестору, который смог бы выстроить там многоэтажный домик или нежилое помещение. 

Но, как отмечает Татьяна, чтобы инвестор купил их участок, он должен иметь возможность снести их дом и выстроить новый, а на это городская администрация разрешение может не дать, даже притом что покупатель на их участок уже имеется.

- Мы обращались к независимому юристу, который посоветовал пока официальное заявление на выдачу разрешения не отправлять, так как если будет официальный отказ, то его уже не пересмотрят. А в суде такие дела решаются с неизвестным результатом: суд может принять решение как в пользу собственников недвижимости, так и против, - рассказала хозяйка злополучного дома.

Возникает замкнутый круг, причем выход из него ищет не только Татьяна Ткачева, но и многие другие нижегородцы. Как говорят специалисты, такие ситуации - это результат несоответствий и ошибок в документах, когда старые жилые строения в одних документах есть, в других - нет. А когда появляются, оказываются ненужными, так как планы городского развития составлены без их учета. 

- Недавно познакомилась с собственником старого дома на улице Горького. Он оказался в такой же ситуации и судится уже несколько лет, - обреченно заметила хозяйка дома № 9 по улице Большие Овраги. 

Редакция будет следить за развитием ситуации.

Следите за нашими новостями в удобном формате