Ян Марти двадцать пять лет шел к тому, чтобы выйти на сцену

Ян Марти двадцать пять лет шел к тому, чтобы выйти на сцену

Он мог стать спортсменом. Или хорошим баянистом. А мог вообще жить в Италии и заниматься бизнесом. Но Ян Марти последовал зову сердца и, пройдя немало испытаний, уверенно ступил на стезю эстрады. Замечательный композитор и яркий исполнитель, большой друг газеты «Нижегородские новости», Ян Марти рассказал корреспонденту «НН» о том, как он стал артистом. 

Выучился на спор

- Трудно не впечатлиться зигзагами вашей биографии. Вы сами их себе организовывали или это судьба?

- Зигзаги - это да! Они даются нам для того, чтобы найти свой путь, потому что навряд ли кто-то знает заранее, где его жизненный путь проляжет. Только когда мы начинаем ошибаться, сбиваться - вот тогда мы находим маршрут, предназначенный нам. Я двадцать пять лет шел к тому, чтобы выйти на сцену и отдать людям всю теплоту, весь позитив, который накопился во мне за долгие годы. 

Я родился в Архангельске, а когда мне было три годика, мы переехали в Череповец. Там я рос, пошел в школу, и там-то проявились мои способности, любовь к инструментам. Родители у меня были музыкантами, они постоянно гастролировали, и я ездил с ними вместе. А потом как-то так получилось, что надо было выбирать, чем я буду заниматься. Это мог быть спорт - я был просто помешан на восточных единоборствах, в период юношеского максимализма разбивал кирпичи руками… все руки себе переломал (улыбается). Но отец всю жизнь мечтал, чтобы я стал артистом, любимцем россиян, и в итоге я поступил в Череповецкое музыкальное училище, окончил его по классу баяна. Это самые приятные воспоминания из юности, хотя для того, чтобы поступить, мне пришлось за год пройти пятилетний курс музыкальной грамоты. Дикое желание было выучиться, и я сделал для этого все возможное, так что на выпускном директор даже поставил меня всем в пример: вот-де пришел мальчик без музыкального образования, за год прошел курс музыкальной школы, окончил без троек и блестяще сдал госэкзамены. 

- А как же вокал?

 - Вот после училища во мне и обострилось желание петь. Именно петь. Я понял, что вряд ли стану баянистом, что на этом пути застряну, остановлюсь в развитии и что самое правильное, где я могу выразить себя, свои эмоции, все бурлящие во мне чувства - итальянские, русские, цыганские, - пение. Хорошо помню, как тогда директор филармонии Александр Визатуллин сказал мне: «Ты потрясающе играешь на гитаре, а вот петь лучше не надо бы». И правда, у меня голос тогда был довольно скрипучий. Но я ему сказал: «Саша, может, заключим пари, что через год ты признаешь меня как певца?» Самое смешное в том, что пари-то я выиграл! 

- Вы ведь уходили с вершины и вообще из музыки, уезжали в Италию. Отчего?

- Снова и снова я прихожу к мысли, что, прежде чем человеку что-то дать, Бог испытывает его на прочность. Наверное, Он хотел увидеть, насколько я предан музыке и имею ли я право вообще выходить к людям, ведь это большая ответственность: артист выходит в огромный зал, чтобы сказать истину. И надо очень много пережить для того, чтобы знать цену этой истине. Да, я уходил в сторону, терял веру в свое предназначение, испытывал дикое отчаяние, и уехал - для того чтобы попробовать себя в чем-то другом, чтобы понять: могу ли я не петь, могу ли я уйти от сцены, от России? И понял - нет, не могу.

О звездных капризах и вечной проблеме

- На мой взгляд, артисты делятся на два типа. Первые - мнимые величины, давно живущие за счет былых заслуг и «звездящие» на тусовках, вторые - активно выступающие. Это так?

- Да, это так, но штука в том, что людей нельзя обмануть. Как Гриша Лепс сказал: «К чему спорить о том, кто круче, давайте у касс встретимся, и все будет ясно». Первые - это «популярные артисты», по большинству наполовину «сбитые летчики», вынужденные поддерживать к себе интерес публики какими-то действиями из ряда вон, а есть артисты, которые по многу лет собирают залы. Вот и все. Я не очень люблю тусовки и стараюсь на них не ходить. Мне кажется, что это не совсем правильно и вообще не слишком нужно для артиста, потому что настоящие артисты должны не хвалиться друг перед другом, кто на чем приехал и кто во что оделся, а выходить на сцену и отдавать свою душу без остатка.

- А вам свойственны звездные капризы, прописанные в райдерах?

- Да, конечно (смеется), у меня есть пожелания, и я очень хочу, чтобы они выполнялись. Я люблю, чтобы в номере было тепло, чтобы наличествовала бутылочка минералки и горячий чай с лимоном. В еде я не привередлив - как любой итальянец, я «макаронник», с удовольствием ем любые спагетти. Могу и сам приготовить пасту, и не только пасту, но и пельмени, и яичницу - я вообще очень талантливый мальчик и в этом плане. 

- А фирменное блюдо у вас какое?

- Карбонара, болоньезе и много чего, связанного с пастой, у меня это в крови. Еще очень люблю кавказскую кухню - шашлык, люля-кебаб… Сосиски люблю венские, докторскую колбасу... Еда - мое слабое место, тут я уязвим как нигде. И эклеры люблю - я сладкоежка. Но мои директора не дают мне есть сладкое. Вечная проблема: мне не дают есть. Поэтому приходится ходить голодным!

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Ян Дмитриевич МАРТИ (Мартынов) родился 3 мая 1970 года в Архангельске в семье итальянского виртуоза-аккордеониста, руководителя музыкального коллектива и профессиональной вокалистки цыганского происхождения. 

В 1989 году записал свой первый музыкальный альбом и сразу же получил приглашение в знаменитый Дворец культуры «Металлург» в качестве эстрадного исполнителя, а через год к талантливому певцу проявила интерес Вологодская государственная филармония.

В 1997 году Ян переехал в Москву, где учится вокалу в РАМ имени Гнесиных у Маргариты Иосифовны Ланда, которая сразу отметила незаурядные вокальные данные певца и неповторимый тембр голоса.

В 2001 году певец уехал в Италию, где жил несколько лет, занимаясь бизнесом. Там он вернул себе «этническую» фамилию отца - Марти.

В 2005 году в рамках Президентской программы по воспитанию молодежи Ян Марти открывает в городе Череповце негосударственное учебное музыкальное учреждение, в котором проводит занятия и мастер-классы по вокалу. Одновременно с педагогической деятельностью он продолжает выступать с сольными концертами.

В сентябре 2010 года вернулся на сцену.

Ян Марти - лауреат премии «Шансон года», «Золотой граммофон», фестиваля «Песня года».

Следите за нашими новостями в удобном формате