Круговая ответственность. На ней основана модель подготовки в вузах целевиков

Круговая ответственность. На ней основана модель подготовки в вузах целевиков

Работодатели и молодые специалисты - как им найти друг друга и не ошибиться в выборе? Об этом шла речь на заседании регионального координационного совета по вопросам трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области, которое прошло в Мининском университете.

Лазейка для поступления

Традиционная система целевого приема абитуриентов давно уже превратилась в лазейку для поступления в вуз. Она не гарантирует того, что выпускник отработает положенный срок на конкретном рабочем месте. Не было ни одного серьезного прецедента (за исключением военных вузов) по возврату потраченных денег за образование студентов, отучившихся, но отказавшихся от полагающейся им отработки. В целом по стране выполняются только 7 процентов от общего числа заключенных договоров между работодателями и целевиками.

Кроме того, качество знаний ребят, поступающих на целевые места, беспрецедентно низко.

- Более трети из них отсеиваются в процессе учебы. А если и доживают до диплома и случайно попадают в школу, то думают только о том, как оттуда сбежать, - констатировал ректор Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) Александр Федоров.

В Мининском университете разработана новая модель отбора и закрепления молодых специалистов. Она вызвала большой интерес и получила поддержку Министерства образования и науки РФ. Эта модель универсальна и применима для выпускников любой отрасли, будь то медицина, экономика, инженерия и др.

Суть новации в том, что надо отбирать студентов на целевые места не при поступлении, а на втором курсе, пропуская их через сито комплексного экзамена. И только сильным ребятам предлагать заключение целевых договоров. В НГПУ уже провели оценку готовности ребят-второкурсников к педагогической деятельности. Также пилотный проект по внедрению данной модели в сфере педагогики был опробован в 9 регионах. Он был признан министром образования РФ Ольгой Васильевой успешным и продлен. Ею дано задание в течение ближайших двух-трех месяцев в каждом федеральном округе создать центр по внедрению новой модели целевого обучения и контрактного трудоустройства.

Видеть перспективу

В данный момент вносятся изменения в 56-ю статью Закона «Об образовании», которые позволят воплотить новую модель в жизнь. Новая система целевой подготовки и контрактного трудоустройства предполагает ответственность трех сторон: вуза, студента и будущего работодателя. Они должны быть тесно связаны не в момент поступления или приема на работу, а на стадии входа и закрепления в профессии сроком 5 - 7 лет. То есть стимулировать будущие кадры нужно уже со студенческой скамьи, выплачивая дополнительную стипендию (стать целевиком должно быть почетно и выгодно, чтобы туда шли лучшие ребята), а затем выпускникам необходимо обеспечить постдипломное сопровождение. 

Сегодня мировоззрение подростка кардинально изменилось, его недостаточно сводить на производство и показать новые станки, чтобы он захотел работать на том или ином предприятии. Современные дети нацелены на достижение личного успеха, и они должны знать, какие их ждут перспективы. Как это работает, было показано на конкретном примере. 

Последние два года 62 - 64 процента выпускников педуниверситета идут работать в школы. Это высокий в отличие от других вузов показатель. Но руководство педвуза волнует вопрос: много ли из них остается в профессии по истечении первых двух лет работы. 

У Мининского университета есть две партнерские школы, куда с удовольствием принимают молодых педагогов на работу. Обе они приняли сразу по десять выпускников. Но в одной из этих школ за 1,5 года никто из молодых учителей не уволился. Здесь у них есть наставники, директор уделяет им внимание чуть ли не каждый день, она определила им достойную зарплату и прописала понятный карьерный маршрут, чтобы молодые педагоги максимально быстро получили первую категорию. В другой школе все десять молодых учителей разбежались, так как зарплата у них была низкая - 9 тысяч рублей, и никто им не объяснил, какие у них перспективы в выбранной педагогической профессии. Этот пример как наиболее яркий и часто повторяющийся привел ректор университета Александр Федоров. 

Обязанности не радуют

- Выпускника вуза должен волновать не первичный размер зарплаты, а то, как быстро он сможет обеспечить свой карьерный рост и какие виды поддержки существуют. В новой модели подготовки педагогов четко прописана ответственность вуза, студента и работодателя и то, какая поддержка должна оказываться. Вот здесь главная загвоздка - ни один регион не испытывает радости от таких обязательств, так как их выполнение требует вложений, - констатирует Александр Александрович.

Игнорирование требований времени чревато тем, что уже в самое ближайшее время школу и не только ее может накрыть серьезный кадровый кризис. Его проявления уже видны. 

- У моего ребенка в последней четверти урок математики был всего пять или шесть раз. Причина - нет педагога, - рассказал один из участников координационного совета. 

А в каких-то школах по этой же причине нет уроков ОБЖ, музыки, географии, иностранного языка… 

В Нижегородской области, где, к слову, ситуация далеко не самая худшая, средняя загрузка учителей русского языка - две ставки (36 часов в неделю), а учителей математики - 2,2 ставки (что порядка 40 часов). Работать в таком режиме очень тяжело. Последние 7 - 8 лет наблюдался активный уход из профессии зрелых, состоявшихся учителей 38 - 48 лет. (Многие как раз уходят из-за усталости и отсутствия свободного времени.) Вот почему так важно, чтобы в школу пришли мотивированные на работу педагогами молодые люди.

Для того чтобы обеспечить цикл смены учительских поколений, в среднем по стране необходимо заключение в каждом регионе 222 договоров с целевиками ежегодно, просчитали в НГПУ. 

Молодых педагогов нужно поддерживать, а у состоявшихся учителей должна быть возможность развиваться. К слову, НГПУ участвует в разработке новой системы учительского роста, которую планируется начать внедрять с февраля 2019 года. Нагрузка педагога должна стать меньше - предполагается снижение учительской ставки с 18 часов в неделю до 10, считают в Нижегородском педуниверситете 

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате