Пианист Люка Дебарг сомневается, что у него была русская бабушка

Пианист Люка Дебарг сомневается, что у него была русская бабушка

В Нижегородской филармонии в рамках Сахаровского фестиваля выступил молодой французский пианист Люка Дебарг, которого многие из знатоков музыки считают гением нашего времени. Три года назад он стал настоящей сенсацией XV конкурса 

им. Чайковского в Москве, помимо IV премии получив приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы как «музыкант, чье уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на публику и критику». 

Произвел фурор

В Нижний Новгород пианист приехал впервые и вполне ожидаемо произвел фурор. Сыграв произведения Шопена и Шимановского, он заставил публику задохнуться от восторга. 

На концерте в Нижнем стало ясно, что если у Дениса Мацуева многолетний роман с публикой, то у Люки Дебарга - с музыкой. Встав после первого биса из-за рояля, он размеренным шагом небожителя направился за кулисы, совершенно проигнорировав пять прекрасных девушек, протягивавших ему огромные букеты цветов у сцены, и спохватился лишь у самого занавеса. Это только усилило восторг публики - в зале заштормило от мощных электрических волн любви. 

Особенность Люки Дебарга проявилась и в том, что перед концертом, общаясь с журналистами, задававшими некоторые вопросы по-французски, он временами переходил на русский. И эти русские пассажи, которые давались ему не без труда, и в целом потрясающе одухотворенный русско-французский диалог еще раз напомнили о том, что музыка - это особое искусство, преодолевающее и разрушающее все барьеры, что особенно важно в наше тревожное время. Представляем читателям его интервью. 

Между литературой и музыкой

- Википедия сообщает, что ваша прабабушка была русской. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. 

- Знаете, все говорят и пишут о том, что у меня есть какие-то русские корни. Но по большей части это все-таки слухи, и я не уверен в том, что эти корни есть. Хотя говорят об этом много. 

- Но вы сами говорите по-русски… 

- Чуть-чуть. И немного понимаю. Потому что в последнее время я часто бываю в России, к тому же мой педагог Рена Шерешевская - русская. Она выпускница Московской консерватории, которая многие годы преподает в Высшей Парижской музыкальной школе имени Альфреда Корто. 

- Какие чувства вы испытали три года назад, когда вас пригласили участвовать в конкурсе Чайковского в Москву? 

- Конечно же, я был рад и в то же время очень взволнован. Вообще это серьезный стресс, так как в отношении меня были большие ожидания, ведь это конкурс очень высокого уровня. Но музыка, в то же время, дает мне много энергии, питает, вдохновляет. 

- Что в России вас особенно впечатлило, привлекло внимание? 

- В России интересно многое, в первую очередь для меня - гостеприимство. Но, к сожалению, у меня не было пока возможности открыть для себя что-то большее, потому что я приезжаю в город, играю концерт и не могу увидеть эту прекрасную русскую культуру и природу. 

- До серьезного погружения в музыку вы поступили сначала на литературный факультет университета Парижа. Кем вы видели себя в литературной сфере? Что вы хотели? 

- Всё! Меня интересовала русская литература, французская, прежде всего ее философское содержание. Я много читал, и именно философские смыслы и проблемы сформировали мой вкус в литературе. 

- Но работать планировали кем - писателем, переводчиком, журналистом? 

- Никем. Я никогда не планировал для себя какой-либо карьеры, я понимал, что нужно работать, но в те годы еще не знал, в какой сфере - в литературе или музыке. 

- После того как вы так ярко проявили себя в музыке, ваше литературное начало не чувствует себя ущемленным? 

- Да, есть такое. В моей душе литература всегда занимала и занимает важное место. 

- Кого из русских писателей вы любите читать, может быть, перечитывать? 

- Их много - Достоевский, Чехов, Толстой, Гоголь. Они все очень разные, но у всех в произведениях много души, и меня это вдохновляет. 

Возвращаясь к старым мелодиям

- Вы первый раз в Нижнем Новгороде. Чего вы ждете от своего концерта? 

- Я никогда ничего не жду, у меня нет такой привычки. Обычно я открываю для себя во время концерта какие-то новые эмоции и чувства. В сегодняшней программе я представляю польских классиков XVIII-XX веков, и они очень разные по звучанию. Это очень виртуозная, яркая музыка, в которой проявляются различные стили. В ней можно услышать мелодии и идеи немецкой, русской или французской музыки. 

- Знаете ли вы, что с Нижним Новгородом связано имя Милия Балакирева, который открыл миру Желязову-Волю, польскую деревню, где родился Фредерик Шопен, столь любимый вами композитор? Вы еще не играли произведения Балакирева? 

- Пока не играл, ведь произведение нужно выучить, но я знаю этого прекрасного композитора - его вальсы, мазурки, сонаты. 

- Нравится ли вам быть артистом? Нравятся ли гастроли, успех, слава, внимание журналистов? 

- Знаете, я не слишком думаю об этом. В день концерта или накануне я думаю только о музыке. 

- В последние годы вы много играете в России. Как вас принимают в филармониях, насколько хороши концертные залы? 

- Мне всё нравится, я очень рад тому, что происходит. Меня везде в России очень тепло принимают. 

- А джазом вы не собираетесь заняться всерьез? И как вы относитесь к современной академической музыке? 

- Нет, я не думаю, что буду заниматься джазом, потому что этому надо посвятить всю жизнь. Что касается современной академической музыки, то она очень разная. Я сам пишу музыку. И наше поколение, по моему мнению, возвращается к старым мелодиям и заново открывает их для себя. 

Светлана ВЫСОЦКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате