Вездеходы для Арктики разрабатывают в Нижнем Новгороде

Вездеходы для Арктики разрабатывают в Нижнем Новгороде

До сих пор на Севере передвигаются на собачьих упряжках, так как машин, пригодных к круглогодичной эксплуатации в условиях холодного климата, крайне мало. Этот пробел и подтолкнул инженеров технического университета им. Р.Е.Алексеева из Нижнего Новгорода к созданию транспортного средства, принципиально отличающегося от уже существующих вездеходов. 

Все свойства в одном 

«Русак-3993» создан учеными политеха в тесном сотрудничестве с ООО «Завод механических трансмиссий». Машина уже прошла первое серьезное испытание по бездорожью, проехав по Якутии и Чукотке.

- Цель экспедиции была проверить механические решения данного вездехода с прицелом начать его серийный выпуск в 2020 году, - рассказал руководитель группы испытания Александр Блохин.

- Создание вездеходов нового типа «Русак» стало возможным, благодаря грантам, которые выигрывал технический университет. Если раньше здесь трудились над созданием двухостных машин, то последние модели уже четырехостные. Руководит проектом, связанным с разработкой технологий и создания новых амфибийных транспортных средств для Арктики и Антарктики, профессор Лев Бараханов - один из патриархов вездеходостроения, - рассказал ректор НГТУ имени Р.Е.Алексеева Сергей Дмитриев. 

Работа над «Русаком» началась в 2014 году и была закончена в 2016-м. Он сочетает в себе свойства снегоболотохода, амфибии и автомобиля, допущенного к эксплуатации на дорогах общего пользования. 

На выставке «ВУЗПРОМЭКСПО» в Архангельске разработка нижегородцев была замечена специалистами, и затем на форуме вездеход презентовали Владимиру Путину и Анатолию Медведеву. «Русак-3993» вошел в каталог высокотехнологичной продукции для нужд арктической зоны РФ. 

Испытание «Русака» состоялось в этом году в период весенней распутицы с 23 апреля по 23 мая. Пройденный маршрут составил порядка 4000 километров от Якутска до Певека. Экипаж машины составили четыре человека: это уже упомянутый руководитель группы кандидат технических наук Александр Блохин, механики-водители Николай Никульшин и Дмитрий Душков, фото- и видеооператор Роман Чудинов.

Испытание выдержал 

Вездеходу приходилось двигаться в условиях практически полного бездорожья по болотам, озерам, рекам, снежной целине, горным перевалам (Черский, Момский), сопкам, а также торосам на шельфе Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана. Зимники в это время были уже закрыты. 

В результате испытания были оценены проходимость, подвижность и энергоэффективность машины, проверены заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях. 

Как сожалеют создатели «Русака», в полной мере не удалось проверить его плавучесть и ему еще предстоят новые испытания на горных сопках и в сплаве в августе. 

- Главное, что не было серьезных поломок и ситуаций, в которых машина могла застрять и пришлось бы прибегнуть к крайней мере - воспользоваться лебедкой. Пользоваться ею приходилось, когда помогали вытаскивать других, - рассказал Александр Блохин. 

По его оценкам, испытания вездехода в северных регионах позволили отработать способы преодоления препятствий, проверить работу систем жизнеобеспечения машины в сложных природно-климатических условиях. 

- К 2020 году стоит задача выпустить гибридный внедорожник. Гибридным будет его силовой агрегат, в котором будет использоваться двигатель внутреннего сгорания и электропривод, - рассказал Александр Николаевич. 

В созданном для этой цели консорциуме НГТУ разрабатывает машины и изготавливает ряд узлов и агрегатов, Институт прикладной физики занимается подбором материалов и их испытанием, МГТУ имени Баумана отвечает за технические решения по электромеханической трансмиссии, а завод механических трасмиссий займется подготовкой и серийным производством вездеходов. 

Первые серии «Русака» могут составить от 50 до 100 машин в год в разных модификациях. Однако председатель совета директоров группы компаний «КОМ» (в которую входит ООО «ЗМТ») Василий Маньковский рассказал, что по итогам маркетинговых исследований потребность в таких транспортных средствах в России оценивается от 500 до 1000 штук. 

Александра МАХЛИНА.

На фото: Экипаж машины «Русак-3993» вместе с сотрудниками полярной метеостанции «Валькаркай», которая находится на берегу Северного Ледовитого океана. Руководитель группы Александр Блохин (третий слева), Николай Никульшин, Дмитрий Душков (справа с краю).

Кстати

Вездеход амфибия «Русак-3993» с колесной формулой 8х8 имеет полную массу 7 тыс. кг, грузоподъемность - 2 тыс. кг, 6-ступенчатую коробку передач с механическим управлением. Максимальная скорость движения 60 км/ч, по воде - 6 км/ч. Особенность этого вездеходного транспортного средства в том, что оно полностью управляемо в экстремальных условиях.