Сто лет истории российского дизайна представлены на Нижегородской ярмарке

Сто лет истории российского дизайна представлены на Нижегородской ярмарке

Сорок и один год назад в журнале «Техническая эстетика» была опубликована статья о домашнем телерадиокомплексе «СФИНКС». Разработанный специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), он демонстрировал идеи бытовой электроники ближайшего будущего. 

Предвидя будущее

Целью «СФИНКСа» было объединение всей домашней техники в эргономичный, эстетичного вида единый комплекс. «СФИНКС» - радиоэлектронное оснащение жилища будущего. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством», - говорилось в статье. В своих работах советские дизайнеры предугадали появление сенсорного пульта управления, Wi-Fi, «умных» браслетов и системы «умный дом», дисковых и кристаллических накопителей... 

К сожалению, этот проект остался на стадии разработок и в массы не пошел: время-то какое было, начало перестройки!.. Вообще в истории дизайна, в том числе российского, много интересных идей оставалось только в разработках. Но кое-что все же воплощалось в жизнь, хотя бы в варианте опытных образцов. И сейчас нижегородцы могут увидеть многие образцы дизайнерской мысли в Академическом зале Нижегородской ярмарки, где в минувшую пятницу открылась выставка «История российского дизайна - 1917 - 2017». Панорама отечественной дизайнерской мысли за минувшие сто лет, конечно, поражает и впечатляет, и нельзя не согласиться с куратором выставки, генеральным директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой: российский дизайн - тема до сих пор малоизученная. 

В поисках стиля

Отсчет истории российского дизайна ведется с Октябрьской революции. Молодые и не очень художники отрекались от традиций и в упоении создавали «новое искусство», причем не только в графике, живописи и архитектуре, но и в слове, музыке. Этот пласт художественного наследия изучен достаточно хорошо, и каждому из нас еще по учебникам знакомы броские плакаты Маяковского и Родченко, обманчиво-простые формы творений Малевича, «геометрические» орнаменты моделей одежды Варвары Степановой. 

Следующий толчок к развитию советский дизайн получил в пятидесятые годы: после лишений Второй мировой войны люди чисто по-человечески тянулись к комфорту. Исследователи утверждают, что поначалу, повышая эстетику промтоваров, наши творцы «обращались к зарубежному опыту», то есть занимались копированием. Но с появлением ВНИИТЭ как из рога изобилия хлынули оригинальные разработки. Среди примеров функциональной, элегантной обстановки квартиры - жилье Жени и Нади в фильме «Ирония судьбы...». 

Третий этап развития отечественного дизайна - двадцать первый век и «космическая» свобода мысли, сплетенная с экологичностью. Благодаря развитию средств коммуникации и транспорта, мир поистине сжался до размеров небольшой деревни. Недостатка в информации, общении, идеях нет! Теперь важно найти собственный национальный стиль. 

Экспозицию представил Московский музей дизайна при поддержке ПАО «Сибур Холдинг» в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел». 

Выставка продлится до 19 августа.

Также в рамках проекта ведущие дизайнеры бесплатно прочтут лекции. 

19 июля. Екатерина Лаврентьева. «Конструктивизм: вещи как друзья и помощники». 

26 июля. Павел Ульянов. «Наследие в работе дизайнера».

9 августа. Николай Васильев. «Влияние архитектуры на дизайн в СССР». 

16 августа. Дмитрий Рекин. «Современный плакат». 

19 августа. Ольга Дружинина. «Система дизайна в СССР и ВНИИТЭ». 

О времени начала лекций будет объявлено дополнительно. 12+ 

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Кстати

До 17 августа любой желающий может попробовать войти в историю, на конкурсной основе предложив свой объект в действующую экспозицию выставки. 

Частные лица и предприятия могут представить на рассмотрение жюри прототипы, макеты и чертежи предметов промышленного дизайна, одежду, предметы быта, сувениры, выпущенные промышленным способом в период с середины 1960-х до конца 1980-х годов, в том числе в Горьковской области.